Интересное про лишайники

Мхи и лишайники, облюбовавшие многовековые деревья где-то в чащобе леса выглядят причудливо и сказочно. Но когда они поселяются в саду, это становится поводом для беспокойства.

Лишайники относят к грибам. Они представляют собой большую группу симбиотических организмов, которые сосуществуют с зелеными водорослями. На деревьях можно увидеть желтые, зеленые, серые экземпляры. Одни из них выглядят как мох, другие формируют подобие кустиков, или состоят из отдельных пластин. Причем на одном растении нередко поселяется сразу несколько видов.

Где живут: описание и фото

В старых неухоженных садах лишайник можно встретить на калине, черемухе, сирени, липе, груше, сливе и абрикосе, а с лишайниками на яблонях, крыжовнике и черной смородине встречался каждый владелец садового участка.

Особенно активно обрастают лишайником сады в северных регионах, а также там, где высокий уровень грунтовых вод или большая влажность воздуха из-за близко расположенного водоема.

Их жизнестойкости можно позавидовать. Они могут жить по несколько десятилетий. В благоприятных условиях, когда высокая влажность и достаточно света, лишайник процветает и размножается. В период засухи водоросли приостанавливают свою работу, как бы «консервируются» до лучших времен.

У лишайников нет корней, поэтому влагу они поглощают всей поверхностью из воздуха, тумана и росы. Размножаются спорами, которые разносятся по воздуху. Соприкасаясь с ранее пораженными поверхностями, они прорастают, образую новые колонии.

Причина появления

Почти в любой кроне дерева найдется «укромное местечко» где достаточно светло, но при этом нет сильного движения ветра, и сохраняется высокая влажность. Особенно много подходящих мест на старом дереве с загущенной кроной.

Но только особого микроклимата для лишайников недостаточно. Они выбирают деревья и кустарники, у которых замедлено обновление коры. Это может произойти по нескольким причинам:

  • дерево атакуют болезни или вредные насекомые;
  • на коре появились морозобоины;
  • растение истощено из-за нехватки питания, влаги или подтопления корней;
  • крона должным образом не формируется и не обновляется;
  • дерево достаточно старое.

Все причины (кроме последней), говорят о том, что если дерево покрывается лишайником, значит, пора побеспокоиться о его состоянии.

Удалять или нет

Понятно, что покрытое лишайником дерево нужно лечить. Но что делать с уже живущими на ветках «соседями»? Мнение биологов разделилось. Одни утверждают, что лишайники совершенно безобидны, не наносят никакого вреда. Наоборот, даже выделяют вещества, которые не дают селиться на «их территории» другим простейшим.

Вторая теория говорит о том, что сами по себе лишайники не несут угрозы. Но за счет того, что они впитывают в себя все, что находится в воздухе, в них накапливаются болезнетворные бактерии, которые негативно сказываются на здоровье дерева. Более того, под лишайником могут скапливаться насекомые-вредители и излишняя влага, что может привести к загниванию или повреждению древесины, а выделяемые ими кислоты подавляют рост высших растений, задерживают прорастание травянистых растений и деревьев.

Химические средства для удаления

Если решено избавить деревья от не совсем выгодного соседства, можно использовать готовые препараты. Например, средство MossKade или Mogeton.

MossKade в своем составе содержит молочную кислоту, крахмал, масла, белки. Относится к биологическим препаратам. Изготавливается в виде раствора, который разводят водой в пропорции 1:10. Средство действует только на поверхность лишайника, не проникая вглубь. Поэтому при обработке старых «наростов» может понадобиться повторная обработка. Опрыскивать растения нужно в утренние часы, пока нет солнечных лучей и высокая влажность воздуха. Лучше всего проводить обработку весной, когда лишайник наиболее восприимчив.

Mogeton является селективным гербицидом на основе квинокламина. Выпускается в виде порошка. Для обработки 150 г средства растворяют в 10 л воды. Препарат подходит для обработки декоративных растений и газона. Его не применяют для опрыскивания плодовых деревьев. Производитель утверждает, что через 5-6 дней после применения препарата лишайник или мох полностью погибает.

Такие средства, конечно, помогут быстро избавить сад от лишайников, но стоят они дорого. Поэтому большинство дачников, как и прежде, используют те средства, которые всегда «под рукой».

Традиционные средства

Весной, еще до распускания почек, нужно поврежденные деревья обработать железным купоросом (30 г на 1 л воды). С обработкой нужно не опоздать, так как раствор сжигает почки и листики. Через несколько недель после процедуры небольшие лишайники осыпаются на землю. Их нужно собрать и удалить с участка. Почву у основания ствола опрыскать раствором мочевины (2 г на 1 л воды).

Большие колонии обычно удаляют механическим путем. Для этого вооружаются капроновой щеткой или деревянным скребком (металлическая щетка может серьезно повредить кору). Для больного дерева это подобно смерти, так как обязательно найдутся болезни, которые смогут его атаковать через раны на коре. На земле расстилают пленку и аккуратными движениями удаляют лишайник до здоровой ткани дерева. Потом ствол дезинфицируют 3% раствором железного купороса или известковым молоком.

Осенью после листопада стволы и крупные ветви обязательно белят. Для этого готовят раствор из следующих компонентов:

  • 3 кг извести негашеной;
  • 1 кг глины;
  • 100 г медного купороса;
  • 0,5 кг коровьего навоза;
  • 10 л воды.

Такой состав не подходит для молодых деревьев. Их достаточно опрыскать известковым молоком (1 кг извести на 10 л воды).

Если лишайник поселился на крыжовнике или смородине, то пораженные побеги вырезают и сжигают. Также поступают с мелкими пораженными ветками на деревьях.

Народные методы

Когда лишайников не много, их можно обработать абсолютно безопасным раствором. Для его приготовления смешивают:

  • 1 кг соли;
  • 2 куска хозяйственного мыла;
  • 2 кг древесной золы;
  • 10 л воды.

Смесь доводят до кипения, дают остыть и обмазывают стволы.

Еще с успехом можно использовать щавелевую кислоту. Ее разводят с водой в пропорции 1:8. После такого «коктейля» лишайники чернеют и отваливаются. Только при работе с кислотой нужно беречь не только руки и глаза, но и органы дыхания.

Профилактические меры

Чтобы удаленный лишайник не вернулся на свои позиции, нужно регулярно проводить ряд мероприятий:

  • удалять ветки, растущие внутрь кроны;
  • вырезать больные ветки;
  • выполнять омолаживающую обрезку;
  • на кустарниках своевременно удалять старые побеги;
  • опрыскивать весной противогрибковыми препаратами (Хорус, Актара) не только крону, но и ствол;
  • весной и осенью белить стволы;
  • своевременно удалять растительные остатки;
  • наладить полив и внесение удобрений;
  • при высоком уровне грунтовых вод соорудить дренажную систему.

Молодые деревья и кустарники в садах с высокой влажностью нужно высаживать на максимально открытых, возвышенных площадках. На участках с высоким залеганием грунтовых вод желательно сооружать высокие грядки.

Любите свой сад и не будут страшны никакие лишайники!

ДУБ

Лес всегда очаровывал человека своим величием, непостижимостью, таинственностью. Погодные явления окружают
лес еще большим ореолом загадочности: роща, окутанная туманом, листья деревьев, блистающие на солнце после дождя… А когда небо неожиданно затягивалось тучами и все вокруг погружалось в тишину, лес казался таинственной сказкой, и, возможно, под влиянием впечатлений люди слагали легенды и нарекали деревья чудесными свойствами.

В древнеславянских памятниках 11-17 вв. сообщается о поклонении язычников «рощениям» и «древесам», о молениях под ними («рощением… жряху»). о существовании священных рощ. Внутри рощи находилась какая-нибудь святыня – дерево, часовня, крест и др. Рощи считались заповедными, в них не рубили деревьев, не собирали хворост. Вблизи священных деревьев совершались различные обряды. У славян был обычай «венчать» молодых вокруг дерева.. В праздник устраивали праздничные трапезы, , жгли костры на Масленицу; вблизи деревьев освящали воду, давали клятвы. При рождении ребенка для него сажают дерево, веря, что ребенок будет расти также, как и развивается это дерево. K священным деревьям относились и отдельные деревья, особенно старые, одиноко растущие в поле или вблизи целебных источников.

В истории славянских народов происходило постепенное сближение храма и дерева как священных мест. Об этом говорят многие предания о постройке церквей вблизи почитаемых деревьев. В славянской мифологии известен образ дерева, являющий собой центр мироздания. Такое дерево по поверьям, являлось как путь соединяющий со всеми тремя мирами, подземным, земным и верхним-небесным.

Дерево вообще занимало в жизни язычников-славян особое место.
Сохранилось сказание о том, что давным-давно, когда не было еще ни неба, ни земли, а только синее море плескалось повсюду, стояли посреди него два дуба, на ветвях которых сидели два голубя.
Однажды голуби вспорхнули, потом нырнули на дно моря и принесли оттуда песок и камешки. Из этого материала и были построены небо с землей и все небесные светила.

С тех давних пор пришел миф и древе жизни. Славяне считали, что служило оно осью, центром всего мира и как бы воплощало в себе все мироздание.
Корни этого удивительного дерева, которое называлось мировым, обнимали всю землю, доставали до глубин преисподней.
Крона его упиралась в небесный свод. В нем для древнего человека воплощались представления о пространстве и времени.
Не случайно возникла загадка: «Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по четыре гнезда, в каждом гнезде по семь птенцов».
Таково было мифическое изображение года: двенадцать месяцев, каждый из них содержит четыре недели, а в неделе по семь дней.

В сказках славянских народов нередко возникает образ древа жизни. Чаще всего это могучий дуб, проживший на земле несколько веков. В одной из известных сказок взобрался на такой дуб-старик и достиг самого неба. Там он увидел чудесные жерновки – эмблему весенней грозы, дающей людям дождь, плодородие. Да и заговоры от болезней начинаются чаще всего прибауткой о том, что на море-окияне, на острове Буяне, где лежит камень алатырь, стоит «булатный дуб».

На дерево-ось нанизывались образы внешнего и внутреннего мира древнего человека. В таком осмысленном восприятии мира каждому явлению, каждому живому существу находилось свое место.

На вершине кроны восседало божество – великое, недоступное. В ветвях находили пристанище птицы. У ствола роились пчелы, толпились лоси, олени, лошади, коровы, а иногда и люди. Корни же собирали вокруг себя змей, лягушек и даже рыб. От дерева этого исходит благоухание, а от корня его «текут млеком и медом» двенадцать источников. Древо жизни изображалось обычно с восемью ветвями, по четыре с каждой стороны. Ветви, ствол и корни мирового древа соединяют, верхний, средний и нижний миры, а ветви – стороны света.

Образ мирового древа присутствовал во многих славяских традициях. О нем, на свадьбах пели подружки невесты, судя молодым счастье. И когда строили новый дом, тоже в центре ставили обрядовое дерево.

Ну а на народных праздниках, таких как на Троицу, без березки не обойтись, все дворы, дома и храмы украшены зелеными ветвями.

До сих пор, кое-где еще сохранился следующий обычай. Если парень принесет выкопанное в лесу деревце и посадит его под окном девушки, это воспринимается как признание в любви, предложение руки и сердца.

Наши предки относились к деревьям с большим почтением и бережностью, так как они знали об их исцеляющей оберегающей силе. Людей и деревья всегда связывали родственные и дружеские узы.

С давних времен дуб был у славян священным деревом — царем лесов. Одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. Славяне называли его Царь Дуб, и, согласно поверьям, на нем обитал царь птиц орел. Бог-отец выступал под именем или в форме именно дуба. В народных преданиях дуб выступает как символ мужского начала, главенства, силы, мощи, твердости.. Связан с образом громовержца Перуна, дуб и дубовая роща служили местом молений и пребыванием божества. Существовала вера в его целительную силу, и от веток исходит благословение. У дуба очень мощная энергетика, и кто общался с деревом, ощущают небывалый подъем сил и ясность мысли. Раненый, ослабевший воин, чтобы вновь обрести силы, шел к дубу.

.Считалось, что священный дубы оберегают окрестные поля от града, бурь и других бедствий. Дуб почитался как божество. . Из дубового дерева тесали идолов. И огонь на капище можно было «подкармливать» лишь дубовыми дровами. В народе дуб считался связанным незримыми нитями с верховным божеством Перуном, в древних грамотах об этом упоминается местность Перунов Дуб.

Ведь это дерево словно притягивало к себе молнии. И сегодня в грозу не стоит укрываться под дубом – опасно. Это отголоски сказочных мифов славян о поединке Перуна с Кощеем, который прятался под дубом. У славян существовал запрет выращивать дуб около дома, так как, по поверьям, молния в первую очередь бьет в дуб.

Преимущественно к дубу относили наши предки и придание о мировом древе.

В старинных преданиях говорится, что дуб был посажен в начале сотворения мира, стоит «на силе Божией» и держит на своих ветвях весь мир.

Именно так выглядит дуб в русском заговоре: «…Есть святое Акиян море, на том море остров, на том острову стоит дуб, от земли до небес, от востоку и до западу, от молода месяца и до ветху…»

Существовали целые заповедные священные дубовые рощи.

В некоторых старообрядческих селениях брачный союз заключался таким образом: парень, сговариваясь с девицей о будущей семье, отправлялся вместе с ней к заветному дубу и объезжал его три раза кругом.

Древние мудрецы предсказывали судьбу, вслушиваясь в шорох ветвей дуба…

БЕРЁЗА

Издревле стройная белоствольная березка стала символом России. И хотя березы растут во всем мире, нигде их не любят и чтят так, как у нас на родине. Берёза – дерево, символизирующее весну и воскресение, месяц апрель – берёзозол. воплощением небесного сияния, света

Так было во все века. Ведь береза в славянской мифологии также считалась священным деревом. Порой не только дуб, но березу почитали наши предки как мировое древо. Это представление осталось в древнем заговоре: «На море-океяне, на острове Буяне стоит береза белая вниз ветвями, вверх кореньями»

Русское название березы связывают с глаголом «беречь». Это объяснялось тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.

С березой связана славянская руна — Берегиня — Береза, Судьба, Мать, Земля.

Берегиня в славянской традиции – женский образ, связанный с защитой и материнским оберегающим началом. В древних сказаниях под именем Берегини выступала богиня Макошь, Богиня Мать, ведающая земным плодородием и судьбами всего живого. Эта руна является руной судьбы.

Во многих поверьях береза символизирует женское начало., обрядах, и обрядовых песнях, в фольклорных текстах она противопоставляется дубу как мужскому символу.

Нежная береза почиталась как женский символ, считалась покровительницей юных девушек. К ней приходили невесты и в дни радости, и в часы отчаяния. Прильнув к тонкому белому стволу, осушали слезы, как бы впитывали веру, надежду, любовь.

Любой весенний праздник на Руси в честь пробуждавшейся природы не обходился без березы. В Троицын день молодыми березовыми ветвями украшали церкви и дома.

Береза считается счастливым деревом, ее сажали около дома для благополучия семьи, по случаю рождения ребенка…

Установленная в переднем углу при строительстве дома ветка березы была символом здоровья хозяина и семьи. Березовые ветки втыкались в поле, чтобы получить хороший урожай льна и злаков.

У славян надежным оберегом считалась березовая метла, прислоненная к постели роженицы или колыбели новорожденного. .

Берёза в Славянской мифологии – это дерево Начала Жизни, дающее народу новых Русов.

КАЛИНА

Калина у славянских народов издревле была символом молодости, девичества, веселья . В народных преданиях – это женщина, ее судьба, ее доля.
Расцветает она нежным белым цветом, блистая чистотой и красотой. С замужеством приходит радость пополам с заботами . Рождается ягода – не то горькая, не то сладкая. Под дождем и ветром ломаются хрупкие веточки калины.

Калиновые гаи издавна назывались священными. По поверью, если качать в калиновой люльке ребенка, он вырастет певучим.
Красный цвет калины обладает огромной силой оберега, потому и наряд невесты раньше всегда был красного цвета.

В старину калина обязательно присутствовала в свадебном обряде. Она является главным украшением венка невесты, свадебного деревца, свадебного каравая и других атрибутов свадьбы.
Венки невесты плели из калины, барвинка и других пахучих трав – это обеспечивало любовь молодых на долгие годы.

Калина – это и символ продолжения рода, есть даже выражение: «Калина роду род давала».

По преданиям, когда в семье рождалась девочка, в первую купель клали ягоды и листья калины, чтобы она была красивой, румяной, счастливой и здоровой. Калину вешали рядом с роженицей, чтобы она и ее ребенок были здоровыми и счастливыми.

ВЕРБА

Верба считалась у славян священным деревом, символом непрерывности и постоянства жизни. Именно верба символизирует древнеславянского языческого бога Ярилу. До наших дней сохранился обычай раз в год в ночь на Ивана Купалу в честь бога солнца украшать цветами вербу, жечь возле нее костры. По окончании праздника ветки ивы сажали во дворах.

Верба также символизирует быстрый pост, здоровье, жизненную силу, плодородие. По поверьям, молодая освященная в Вербное воскресенье, вербочка защищает от стихийных бедствий, и от болезней.. Kак символ роста вербы упоминается в молитвах и благопожеланиях. Древние славяне верили, что верба, брошенная против ветра, погоняет бypю, брошенная в огонь — yсмиpяет его, а посаженная в поле — оберегает посевы, что выброшенные на двоp ветки — останавливают град.. Вербе приписывалась также сила охранять дома от пожаров, нивы- от града, останавливать бурю, обнаруживать клады и т. д.

Во время грозы освященную вербу вынимали из-за божницы и ставили на подоконник – верили, что это спасет от попадания молнии. Целительным средством освященная верба считалась y всех славян. Ею окypивали, pастеpтyю в порошок пили (с можжевельником), прикладывали в примочках.

Известны песенные фольклорные тексты, связывающие веpбy с Солнцем и Hебом. В славянских верованиях верба оказывается причастной к сфере чудесного. Известны старинные сказания о чудесной дудочке, котоpyю можно сделать из вербы, pастyщей в самой глубине леса, там, где ее не касался солнечный лyч, и где она никогда не слышала петушиного крика, ни шума бегущей воды. С помощью такой дудочки можно развеселить загpyстившего человека, заставить танцевать того, кто никогда этого не делал, можно привлечь себе в yльи диких пчел.

Приготовление вербных веток в городах было особым обрядом. Накануне Вербного воскресенья в старину россияне, отправлялись ломать вербу на берега близко протекающих рек.

Славяне верили, что веточки вербы сулили добро и счастье. Женщины вкалывали в волосы веточки ивы, которые с верой что они защищают их и придавали остроту зрению.

ЛИПА

Название этого дерева во всех славянских языках происходит от слова «липнуть» (благодаря вязкому соку). Липе приписывалась мягкость, что сделало ее символом женственности, нежности, противоположностью «мужскому» дереву – дубу. У славян липа прочиталась не просто как символ женщины, но как «мать деревьев», дарительница жизни (подобное отношение связано с ролью липы в материальном благополучии человека). Как дуб посвящался Перуну, так липа была деревом богини Лады.

В русском народном творчестве прекрасная липа связана любовью и с дубом и с кленом.

Липа была тесно связана с православным культом и христианскими легендами. Именно она считалась деревом Богородицы; говорили, что на ней отдыхает Богородица, спускаясь с небес на землю. На липу вешали образки и иконы; на липе же, согласно преданиям, чаще других деревьев появлялись («являлись») чудотворные иконы. Согласно легендам, липа прикрыла своими ветвями Богородицу с маленьким Христом во время их бегства в Египет. Липа — дерево, во всех славянских традициях почитаемое как святое. У южных славян старые большие липы традиционно росли вблизи церквей и храмов, особенно древних.

Липа считалась также счастливым деревом, которое не боялись держать около домов. Священный характер дерева обусловил использование древесины липы для высекания «живого» огня, с помощью которого ежегодно обновляли огонь в домашних очагах.

В связи с этим естественным был запрет трогать почитаемые липы, наносить им ущерб, рубить их, ломать ветки.

Липу использование в качестве универсального оберега. Повсеместно считалось, что в липу не бьет молния, поэтому ее сажали у домов и не боялись скрываться под ней во время грозы. Русские вешали крестики из липы на шею человека. Во время венчания держали над головами новобрачных липовую ветвь в качестве оберега. Ею украшали дома в Юрьев день и на Троицу.

Ребенок-Мох (мифы хэа)

NNI OTTSINTANÉ или SA WÉTA
Ребенок-Мох или Лунный Житель
На берегу реки услышали плач маленького ребенка, который был не больше, чем с палец. Многие молодые девушки искали его, но не могли найти. В свою очередь на его поиски отправилась одна маленькая старушка вместе со своими дочерьми. Она одна нашла его, приняла к себе и доверила его одной из своих молодых женщин, чтобы она его кормила. Маленький ребенок был совсем голым.
Тогда старая женщина взяла ребенка, которого она нашла совсем голым, и положила в гнездо изо мха. Поэтому его назвали Nni-ottsintanè – Ребенок-Мох.
Еще будучи совсем маленьким, Ребенок-Мох творил чудеса прутиком из красной ивы и силой своей магии добывал для своей приемной матери много северных оленей.
Когда Ребенок-Мох немного подрос, он сказал своей матери: «Мама, скажи моим братьям, чтобы они отделяли для меня плечо и желудок каждого животного, которое я им добуду».
Старая бабушка сделала так, но она испытала отказ части дене. Поэтому, не отведав пищи, ребенок ложился рассерженным.
Старуха ходила от хижины к хижине, говоря людям: «Мой сын очень могуч, и он просит вас только о двух вещах. Вам будет очень плохо, если вы ему в этом откажите. Не предоставить ему эту дань будет гибельно для вас».
Но ее не послушали. Люди согласились предоставить ему эту дань, но один могучий старик, великий вождь по имени Tρatsan-Eko – Бегающий Ворон, сказал им: «Не давайте ему ничего. Этот маленький чужестранец многого хочет».
Наступила ночь, и все легли спать. Пока старуха и ребенок спали, дене сняли лагерь и оставили их.
Старуха, которая заметила это движение, разбудила ребенка и сказала ему: «Сын мой, они сворачивают лагерь. Пошли, я понесу тебя».
Но он даже не пошевелился, делая вид, что спит. Они оставили их и ушли.
В полночь Ребенок-Мох разбуди старуху, которая спала рядом с ним, и сказал ей: «Мать, разведи два костра у входа в палатку»
Она ему подчинилась и разожгла для ребенка огонь.
«Мать, теперь пройди и вернись обратно между двух костров», сказал он ей.
Затем он добавил: «Как устроены копыта северного оленя? Они у них раздвоены?»
«Да. Их ноги устроены таким образом», сказала она.
«Ну, хорошо! Мать, теперь брось меня из палатки в огонь, а сама ложись спать».
Старуха вновь ему подчинилась. Когда на следующий день она проснулась, магический ребенок вернулся в палатку. Он спал на своем маленьком ложе совсем окоченевший от холода, а его грудь была замороженной.
Старуха принялась причитать, думая, что он мертв. Она сделала все, чтобы убедить его следовать за дене, но он не согласился на это.
«Посмотри на мои рукавицы», сказал он старухе.
Она сунула в туда руку. Каково же было ее удивление, когда она увидела, что они до краев наполнены оленьими языками. Пока его мать спала, Ребенок-Мох с помощью своей магической силы убил множество карибу
Старуха была очень довольна. Она пошла за мясом, она его поела, также как и ее приемный сын, и насытилась.
Тем временем, он делал это каждую ночь, и дене пользовались результатами его магической охоты, потому что он присоединился к ним.
Однажды на большом озере, которое простиралось вдаль, он убил огромное количество карибу, разделал их, закоптил и насушил , а затем вернулся к своей матери.
«Мать, моим братьям (своими братьями он называл всех людей), наверняка, нечего есть. Вот, я принес немного мяса. Сделай из него пемикан. Я его им отнесу», сказал он.
Старуха послушалась ему так же, как она всегда его слушалась. Тогда ночью он, по своему обыкновению, исчез. Но старуха больше не удивлялась его исчезновениям. Привыкла к его магическим делам.
Вероятно, он отправился свершать свою магию. Он пребывает в поисках дичи.
Так что, она не грустила от его отсутствия.
В полночь сердце старухи заледенело из-за избытка холода. Она проснулась, разожгла огонь и положила пирог из мяса и жира перед палаткой.
В это время Ребенок-Мох убил горностая. Идя, он разлил его кровь по дороге и вокруг палатки и окропил ей пирог или пемикан. И сразу же появилось большое озеро, через которое он перешел с народом. Озеро раскрылось и на его ложе появилось огромное количество мяса северного оленя, которое было там спрятано.
Случилось так, что с помощью магии пирога и разлитой крови, родственники Ребенка-Мха убили много мускусных быков и питались ими.
Тем не менее, люди всегда отказывались платить ту небольшую дань, которую он у них просил. Тогда лунный ребенок решил наказать этих неблагодарных. Однажды, когда дене убили много мускусных быков и северных оленей, которых они разделали и закоптили, как это обычно делают, а их мясо было подвешено на буканах и разложено на помостах, Nni-o’ttsintanè стал размышлять вслух: «Nonna tamine! Nonna tamine!» Мы больше не знаем, что означают эти слова, но в тот же миг мясо быков зашелестело и затрещало, его куски вновь соединились, и животные ожили, сошли с буканов и во всю прыть убежали в лес. Все мясо исчезло, и ton (голод) вновь воцарился в лагере дене.
«Это именно злой малыш нанес нам этот удар», подумали приемные родственники Ребенка-Мха. Нужно наказать его так, чтобы он помнил об этом. Тогда они решили схватить его, но он выскользнул у них из рук, как тень, и скрылся неизвестно каким образом. Ах! Как его ненавидели! Дене запрягли своих лучших ездовых собак и пустились преследовать убежавшее от них мясо, но они не смогли его догнать.
На протяжении долгого времени он поступал следующим образом: Живя в уединении со своей старой матерью, он поставил свою палатку вдалеке и время от времени навещал свой народ, всегда прося дань в виде плеча и желудка. Но ему вновь отказали, и тогда мясо вновь исчезло.
«Какой злой мальчик! Зачем он хочет уморить нас голодом?», думали они.
Но он, помня, что эти злые люди подвергли гониям и уморили его родителей (родственников), и видя, что они отказываются предоставить ему столь небольшую дань, не оставил свой гнев.
После этого люди поставили сети на большом озере, но в них не попалось ни одной рыбы. Рыбы не было так же, как и мяса. Тогда Ребенок-Мох отправился на берег моря, вдохнул и ограничился произнесением простых слов: «И, что! К Подножью Небя я пришел, на родину моих братьев. Почему теперь Большая Вода закрыта для них?»
Как только он произнес эти слова, рыба появилась в изобилии.
Еще раз лунный ребенок потребовал дань в виде плеча и желудка убитых на охоте северных оленей. Бегущий Ворон все время ему противостоял. Тогда Ребенок-Мох лег спать, не поев, и сказал своей матери: «Мать, крепко привяжи нашу палатку веревками».
«Для чего?», спросила она.
Он ей не ответил, но она все послушно исполнила. Она крепко привязала палатку и пошла спать. Ночью поднялся сильнейший ветер, принесший опустошение в лагерь. Бегущий Ворон закричал: «Он окунул (в кровь) пучок травы! Он повесил снаружи свой горшок, и в него вошел дух!»
Тогда весь лагерь вскочил в сильно ошеломлении, потому что в нем многие лежали мертвыми. Все побежали к жилищу магического ребенка, чтобы посмотреть, что он делает, но они его там больше не нашли. Он ушел на солнце, где он жил.
После этого люди долго жили там, где проходят северные олени и добыли их в большом количестве. Потом они разошлись, оставив старух одну, согласно обычаю. Чтобы выжить, она проявила изобретательность, поставила петли там, где были следы карибу, и поймала одного олененка. Этот олененок показался ей похожим на ее сына, Ребенка-Мха. Она долго его рассматривала и легла с ним спать в намерении воскресить сына, которому она спасла жизнь, и которого она оплакивала как мертвого. Но она не смогла до конца его высвободить. Он сказал ей: «Мать, оставь меня в покое. Я тебя научу, дай мне сказать. Вот я и вернулся с солнца. Я надеялся, что люди меня там увидят, и отправился на это светило. Но его жар слишком силен, там невозможно жить. Тогда я вернулся к вам, и я ухожу на луну. Те, которые меня ненавидят, увидят меня там. За две ночи я больше не появлюсь, потому что я ухожу на луну. Именно там я буду жить. Идите туда тоже.
Поскольку его мать плакала, слушая то, что он говорит, он добавил: «Не печалься. В том, что я тебе сказал, нет ничего, что может заставить тебя плакать. Спите завтра и послезавтра. Между каждой ночевкой ставьте свои петли на северных оленей. Делая так, вы достигните луны.
Он обвязал себе голову своим платком и сказал: «Со светилом будет так же. Его голова будет обрамлена диадемой. Знай, мать моя, когда человек умрет, солнце побледнеет».
Именно поэтому, когда солнце бледнеет – это знак смерти для людей. Тогда мы говорим, что светило сражается за нас.
Итак, мать вернулась в свою палатку и рассказала обо всем своему старому мужу.
«Мой сын велел мне то-то и то-то», сказала она.
Тогда они заснули и разбивали лагерь еще два раза, и тот час же Ребенок-Мох поднялся на луну. Это их утешило. Они расставили свои петли на северных оленей и питались их мясом, постоянно надеясь отправиться на луну. Оно снова разбили лагерь. Вдруг они заметили, что луна быстро движется. Она была похожа на красивого старика с седыми волосами, идущего, как луна по своему маршруту.
«Сын мой! Сын мой!», вскричал обрадованный отец.
Ничего. Старик не стал с ними говорить.
«Ах! Внук мой, я очень спешу», сказал он с безразличием.
И он продолжил свой ход, оставив их там.
С той поры, говорят, Ребенок-Мох живет на луне.

TρA-NA-ÉχÉLÉ-TSATÈLI Заунывная процессия под звук трещотки

Ребенок-Мох, который убил всех людей с помощью Ettsonné – Духа Смерти и силы разлившейся крови, отправился на Луну. Его и сейчас можно увидеть там, держащим на поводке свою маленькую белую собачку, которую он принес в жертву. На спине он несет бурдюк, полный крови, он подвесил его в своей палатке, когда Великий Ветер пронесся по вражескому лагерю.
Теперь он зовется Sa-wéta – Житель Луны, или Ettsonné – Дух Смерти, но ему также дали имя Ebœ-Ekon – Живот-Щит, потому что он сражается за нас и смертью наших врагов добывает нам карибу, которыми мы питаемся , Klodatsôlè – Мышь с Острой Мордой, Землеройка, Песчаная мышь, Крот. Наконец, его называют еще Edzéè – Сердце Природы, из-за великой доброты, которую он нам несет.
Именно поэтому, почти во время таяния снега, в дни весеннего равноденствия, когда солнце поворачивает на заход (на спад) в месяц гона северных оленей (март-апрель) мы отмечаем праздник Sa-wéta, называемый Погребальный проход мимо палаток под звук трещотки.
Для этого на земле варят мясо, которое парят в котелках из переплетенных волокон . Затем им наполняют заплечные сумки, которые молодые люди носят на спине. Они вооружаются посохами, как люди в пути, подпоясываются и собираются в полночь все в одной палатке, чтобы там всем вместе съесть содержимое заплечных сумок, но поспешно, словно в страхе.
Затем один из нас поднимается и начинает петь, обратив взгляд на луну: «Ufsédha! Klodatsôlè él’èkkè-tρa-nondatρlé! Tsu-chiw yèèn!», что означает: «Приди, Землеройка! Поторопись перепрыгнуть через крестообразно. Лесистая гора, приди!»
Тогда, выходя на снег один за другим и распевая время от времени те же воззвания к луне, они бегают вокруг палаток и других жилищ лагеря.
«Так почему же луна скучает так, словно сейчас она бросится с неба?», думаем мы. Несомненно, это светило испытывает страдания. Тогда из боязни, что ее убьют, мы кричим и поем .
После этого остаток ночи проводят за пиршеством возле палаток. Этим мы подчиняемся требованиям Sa-wéta или самой Землеройки, которая говорила нам в старые времена: «Когда луна появится в желании упасть в обморок, вы поступайте с ней таким образом: Когда луна пройдет, вы устраивайте ночную трапезу и проводите ночь на снегу под открытым небом».
Другие племена поют: «Enèkhèw! Klodatsôlè nè kla tρèh nasikhin! Tsu-chiw yèèn! – Как это тяжело! О, Землеройка, пронеси меня через твой зад. Лесистая гора, приди!»
А другие: «Klodatsôlè! éhtρè nni na-dintl’a! Ku(?)sé ya! – Землеройка, перепрыгни через землю! Еще немного времени!
Дене Nnè-la-Gottinè поют: «Nètasolè! nè kla tρèh hèlè gunli, yanhè! Ttsu-chi yengé! ta ttchiré dinzè – Землеройка, через твой зад есть проход! Ох! Ля-ля! Лесистая гора, приди – вытащи нас отсюда. Я сейчас пройду!»

Дене невольники не устраивают процессию вокруг палаток. Они довольствуются совместной ночной трапезой в палатке, распевая время от времени: «Klo-da-tsôlè, nè kla tρèh nakodèfwiwè – О, Землеройка, через твой зад мы вышли, или мы прошли».

Наконец, другие поют: «Edatsôlè! nè kla tρèh naséttinè! Ttsu-chiw yéñgè, ni nattchirè dinzè – О, Землеройка, ты меня вытащила через свой зад! Пихтовая гора, приди – вырви и вытащи нас отсюда».

ETTSENNOULLÉ и TρATSAN-EKO Маленький Любимчик и Бегущий Ворон(продолжение мифа о Ребенке-Мхе)

Говорят, одна старая женщина растила совсем маленького ребенка. Он был один из того злого и ненавистного народа, который они уничтожили. Этот маленький нехороший человек стал приемным сыном старухи.
Был также один могущественный вождь, который жил в красивом деревянном доме, у которого было две жены. Его звали Бегущий Ворон. Он был богат, и в глубине его дома можно было увидеть выставленные в ряд красивые блюда и чаши.
Однажды маленький нехороший человек сказал своей приемной матери: «Мать, я пойду к Бегущему Ворону».
«Ах! Что ты у него будешь делать. Это могущественный и свирепый человек. К нему так запросто не придешь, сын мой», ответила она.
«Тем не менее, я пойду к нему, чего бы мне это не стоило», сказал он.
Итак, ребенок-маг пошел к Бегущему Ворону. Он перевернул все го чаши, которыми он так гордился. Он облил всё вокруг горючим веществом и поджег.
Великий вождь услышал шум внутри своего жилища.
«Кто это сжег мою прекрасную посуду?», спросил он.
«Это он, Маленький Любимчик, этот злой маленький кусок навоза (tabou de Bouse)», ответила его жена.
Она назвала так ребенка, потому что его тело в целях приобретения магических свойств было вымазано навозом мускусного быка.
Однако, так как Бегущий Ворон рассвирепел, Ребенок-Навоз спрятался, но продолжал действовать в тени. Когда настал день, Бегущий Ворон обнаружил свое жилище заполненным белым птичьим пухом, который рассыпал маленький нехороший человек, потому что он носил на шее птичий амулет. Рассерженный вождь хотел наказать ребенка, но тот невинно спал, или претворялся спящим.
Тем временем все пошли на войну.
«Пойдем туда, где прячутся наши враги. Двинемся туда, чтобы сражаться», сказали люди.
Итак, они вышли, оставив магического ребенка в его палатке.
Но после ухода воинов, он сказал старой матери: «Бабушка, я хочу идти за ним на войну».
«Что ты говоришь. Ты же очень мал и у тебя недостаточно одежды. Ты умрешь от холода», ответила она.
Он ничего не ответил, а ночью убежал и присоединился к воинам Бегущего Ворона. Тот был на пороге своей палатки, когда увидел его идущим в своей плохой одежде, промокшей от ночной росы.
«Сын мой, что ты здесь делаешь?», спросил он его.
«Я пришел, чтобы сражаться вместе с вами», ответил ребенок.
Он заботливо скрыл свои волосы, потому что люди Бегущего Ворона брили себе головы.
Итак, они отправились биться с врагами. Когда они шли им на встречу, он убил воинов во время сна. Он пронзил их невидимыми стрелами и уничтожил вех. Он не сражался, а применил колдовство, называемое Ekhè-tayètlin – связанный ребенок. Он проткнул одну маленькую белую собачку, стукнул ее по носу и разбавил ее помет ее кровью. Этой кровью он обмазал палатку, а затем спокойно лег спать.
И вдруг, этой же ночью кровь пошла потоком в каждое жилище. Были слышны только эти заунывные слова: «В доме есть кровь! Вот его кровь течет! Увы, мой сын потерял всю свою кровь!»
Вот что было слышно повсюду. Это было действительно ужасно и непостижимо. Бегущий Ворон молча размышлял. Он только произнес скорбным тоном: «Великая гора подверглась поруганию! Он съел наш фетиш – Зверя-Бога!»
Вождь сжал сердце маленького мага, как это делают с курицей, чтобы убить ее. Этим он убил его. Ночью он отхлестал его сердце своей рукавицей и этой магией вернул его к жизни. Он воссоздал Маленького Любимчика и сделал его хорошим. Поэтому, после того, как Бегущий Ворон воскресил его и сделал добрым, он был одним из первых, кто вернулся раньше всей армии.

Примечания:

Миф об Осирисе дает нам сходное объяснение имени Живот-Щит (Ebœr-Ekon), которым дене называют лунное божество. Согласно Корнэйю де Ляпьеру, этим именем египтяне называли Осиреи-Хапи (Osiréi-Hapi), «потому что, как они говорили, его живот есть его щит». Хотя это объяснение не единственное, его достаточно, чтобы дать нам ключ к разгадке. К тому же в Мемфисе Осиреи-Хапи был ни чем иным, как луной, которую некоторые народы сравнивают со щитом (Прим. Птито)

Несомненно, речь здесь идет не о гоне, а об отеле карибу. Гон у этих животных обычно приходится на конец сентября – первую половину октября, а отел происходит весной, как правило, в мае. Думается, что информант Птито – индеец хэа – никак не мог перепутать отел с гоном, и вина за эту ошибку, вероятней всего, полностью ложится на того, кто записал данный рассказ (Прим. перев.)

Имеются в виду емкости, так плотно сплетенные из корней некоторых хвойных деревьев, что они не пропускают воду. Мясо в таких сосудах варили путем наполнения их водой и погружения туда раскаленных камней (Прим. перев.)

Здесь подразумевается новолунье, или полное затмение луны (Прим. Птито)

Буква стерта в тексте (Прим. перев.)

Перевод: Д.Воробьев (к.и.н. Институт этнологии и антропологии РАН)

«Назад | Вперед »

Фотографии листоватых лишайников

Листоватые лишайники: внешний вид и строение

Определение 1

Листоватые лишайники – это жизненная форма лишайников, которая имеет достаточно высокую степень приспособленности к условиям обитания.

Лишайники являются симбиотическими организмами, они распространены по всей Земле. Цвет их таллома варьирует в зависимости от того пигмента, который содержится в водорослевой части данного организма.

Определение 2

Слоевище или талом лишайников – это составляющая часть одноклеточных и многоклеточных грибов, лишайников и мхов.

Листоватые лишайники отличаются следующими характеристиками внешнего вида:

  • талом имеет округлую форму, иногда пластинчатую и листовидную, которая состоит из нескольких частей;
  • гифы лишайников растут по краям или по окружности;
  • листоватые лишайники располагаются на субстрате горизонтальным образом, поэтому от формы субстрата зависит и форма лишайника;
  • лишайник прикрепляется к основанию при помощи толстой короткой ножки, которая расположена в центре таллома.

Листоватые лишайники растут достаточно медленно и являются долгожителями. Существует прямая взаимосвязь между неподвижностью субстрата и длительностью жизни лишайника.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Фотографии листоватых лишайников 450 руб.
  • Реферат Фотографии листоватых лишайников 260 руб.
  • Контрольная работа Фотографии листоватых лишайников 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Листоватые лишайники имеют двухуровневое слоевище, и оно обусловлено их дорсовертральным строением. Другими словами, лишайники имеют верхнюю и нижнюю поверхности. Верхняя часть лишайника практически всегда шершавая, но может быть и ровной. Лишайники также отличаются интенсивностью окраски. Между слоевищем и основанием образуется воздушная подушка, которая осуществляет газообмен и способствует сохранению влаги.

Характеристика отдельных видов лишайников

Существует много видов листоватых лишайников, которые отличаются оригинальными чертами строения. Среди них можно выделить различных представителей, но при этом все они отличаются приплющенным слоевищем и очень прочным прикреплением его к субстрату.

Определение 3

Лобария – это вид эпифитных листоватых лишайников.

Рисунок 1. Лобария. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особи данного вида обитают в смешанных и лиственных лесах, на стволах деревьев. Ранее этот вид был широко распространен в Европе. Считается, что сегодня этот вид относится к вымирающим. Талом этого лишайника состоит из кожистых складок с узором, хребтами и впадинами. Края лопастей, обрубленные с выемками. Талом включает в себя компоненты сине-зелёной водоросли Ностока и ограничен гифами. Лобария размножается вегетативно и половым путем. Лобарию используют в декоративных целях и также для фармацевтической промышленности.

Такой лишайник, как пармелия также относится к листоватым. Таллом состоит из кожисто – хрящевых складок, а также желобо-подобных лопастей, обращенных к свету. Споры такого лишайника бесцветные, удлиненные, эллиптической формы. Лишайник пармелия не цветет. Она растет на стволах и ветвях хвойных деревьев, иногда на обнаженной древесине, возможно на каменном субстрате, замшелой почве. Такой листоватый лишайник устойчив к неблагоприятным воздействиям и распространён в пустынно – степных зонах. Таких лишайников встречается более 90 видов.

Определение 4

Уснея – это род лишайников, который представлен около 300 видами и распространяется внутри различных климатических зон, в частности в умеренной зоне.

Рисунок 2. Уснея. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Уснеи имеют талом различной длины со слоевищными клетками и спелетениями гиф. Апотеции окружены венцом фибрилл. Все виды усней могут обитать на деревьях.

Такой лишайник, как леканора обладает следующими оригинальными чертами строения:

  • однообразное, накипное слоевище;
  • наличие бугорков и чешуек.

Такой лишайник имеет гетеромерное строение. Верхний коровой слой обычно хорошо развит. Апотеции сидячие, с плоским или выпуклым, редко слегка вогнутым диском, обычно окружёнными слоевищным краем, нередко позднее исчезающим. Иногда вокруг диска, кроме слоевищного, образуется и собственный край. Данный тип лишайника имеет слабо окрашенный или бесцветный гипотеций. Его сумка содержит 8, иногда 16 или 32 споры. Они имеют одну клетку, веретеновидную форму и тонкую оболочку, нитевидные пикноконидии. Также они могут быть прямыми или изогнутыми.

Такой лишайник как ксантория так же относится к листоватым. Слоевище прижато к субстрату и имеет чешуйки. Нижняя поверхность покрыта короткими ризоидами. Характерный цвет данному лишайнику придает париетин в виде кристаллов, он покрывает верхний слой лишайника. Споры лишайника бесцветны. Как уже было сказано, кстантория настенная не паразитирует на растениях, поэтому не приносит им никакого вреда. Если ксантория появляется на строениях из дерева, то это может быть признаком гниения данного строения. Ксантория может усугубить процесс гниения, но при этом являться биологическим фильтром и успешно очищать те области, в которых наблюдается высокая степень загрязненности воздуха. Ксантория употребляется в пищу некоторыми видами животных и используется в фармацевтической промышленности. Ксантория имеет эстетически приятный внешний вид и может быть использована в декоративных целях.

Рисунок 3. Ксантория. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Исходя из представленных фотографий листоватых лишайников, можно сделать вывод о том, что данные организмы выполняют колоссальную биологическую роль. А именно: значительную роль лишайники играют в формировании растительного покрова тундр и лесостепей.

Лишайники формирую биомассу, являются продуцентами, селятся на горных породах и осуществляют участие в их химическом выветривании. После отмирания лишайников образуется небольшое количество гумуса, которым пользуются другие растения. Лишайники называют «пионерами» растительности. Они могут жить на деревьях и не причинять им особенного вреда. Листоватые лишайники имеют неодинаковую степень чувствительности к загрязнению атмосферы, поэтому их используют для биоиндикации.

Лишайники могут произрастать при различных условиях влажности и освещении, переносить длительную засуху, резкие колебания температуры, выдерживать влияние угарного газа. Наличие таких организмов, как лишайников позволяет установить стабильность глобального круговорота веществ организма.

Интересные факты о лишайниках

Факт 1. До сих пор никто точно не знает, сколько в мире существует разных лишайников. Учёными описано около 26.000 видов, но большинство из них уверено, что их на самом деле намного, намного больше. Эти симбиотические организмы, состоящие из водорослей, цианобактерий и микроскопических грибов, способны выживать почти в любых условиях. Они даже в Антарктиде растут, причём на самом холодном континенте нашей планеты их насчитывается порядка 300 видов.

Факт 2. Жить колонии лишайников могут очень долго, но растут они при этом медленно, причём чем холоднее климат, тем более нетороплив этот процесс. Скорость роста лишайников-рекордсменов не дотягивает и до 10 миллиметров в год, а большинство из них за год и вовсе прибавляет около 3-4 миллиметров, не больше.

Факт 3. Как установили палеонтологи, на Земле лишайники появились ещё в незапамятные времена, задолго до появления первых динозавров. Наиболее древним ископаемым образцам около 415.000.000 лет! Хотя найти таких ископаемых удалось очень мало, потому что окаменелые лишайники встречаются крайне редко.

Факт 4. Вода для них жизненно необходима, причём в достаточном количестве. Если влаги не хватает, лишайники переходят в состояние, которое можно назвать чем-то вроде анабиоза. Внешне они после потери львиной доли влаги напоминают сухие гербарии, но, если поместить их в благоприятную среду, они могут снова вернуться в жизни. Долгосрочные эксперименты подтвердили, что высушенный 40 лет назад лишайник, получив воду, успешно ожил, как ни в чём ни бывало.

Факт 5. В живой природе лишайники растут только там, где нет или почти нет других растений. Входящие в их состав водоросли получают энергию с помощью фотосинтеза, и им нужен солнечный свет, но из-за слишком медленного роста ни один лишайник не может конкурировать с другими растениями, которые затеняют его. Поэтому эти удивительные организмы и растут там, где конкурентов у них нет. Тем более что они хорошо приспосабливаются к самым экстремальным условиям, и переносят температуру от +75-80 °С до -40-45 °С.

Факт 6. Своё русское название лишайники получили из-за сходства с лишаями, кожными заболеваниями. Они иногда и правда на них похожи – эдакие неопрятные пятна. Хотя разные их виды выглядят по-разному, в зависимости от условий произрастания. Одни предпочитают расти на деревьях, вторые в воде, третьи на скалах, а четвёртые могут расти даже на бетоне.

Факт 7. Чрезмерно загрязнённый воздух для лишайников непригоден, особенно если в нём содержится большое количество диоксида серы. В 1850-1900 годах из-за технической революции уровень загрязнения резко вырос, и лишайники постепенно исчезли из городов, на что обратили внимание учёные. Но в начале XX века были изобретены фильтрующие технологии, снизившие уровень выбросов в атмосферу, и сейчас лишайники снова обильно встречаются во всех городах мира.

Факт 8. Несмотря на свою живучесть и способность без вреда для себя переносить воздействие большинства кислот, щёлочей и солнечной радиации, лишайники очень чутко реагируют на малейшие изменения в окружающей среде. Поэтому наука уже давно использует их в качестве “индикаторов” её качества. Если в каком-то регионе лишайники начинают исчезать, значит, там что-то не так с экологией.

Факт 9. Некоторые животные, например, олени, активно поедают лишайники. Зимой у северных оленей их съедобные сорта, которые обычно объединяют под названием “ягель”, и вовсе составляют девять десятых всего рациона. Добывать их из-под снега непросто, но выбора у животных попросту нет. Люди, кстати, некоторые лишайники тоже едят, особенно в странах Азии.

Факт 10. Из всех произрастающих на территории нашей страны лишайников около сорока видов занесены в Красную книгу. Впрочем, учёные-лихенологи (лихенология – наука о лишайниках) не сидят сложа руки, и каждый год открывают всё новые и новые их виды.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *