Календарь обработки сада от болезней и вредителей

Рубрика “Обработка садов и огородов”

Садоводу важно знать календарь обработки сада от вредителей и болезней. Но не все работы в саду сезонные. В течение всего периода вегетации нужно вырезать у вишен, слив ветви, заболевшие монилиальным ожогом (внезапное увядание и почернение листьев), у малины ветви, поражённые малинной галлицей (утолщения на стебле), у смородины – ветви, поражённые стеклянницей.

Чем южнее находится сад, тем более сильными препаратами (или тем чаще) его нужно обрабатывать: в южных зонах (степь, лесостепь) вредители лучше зимуют и за сезон отрождается больше поколений. В этих зонах больший ущерб наносят не только насекомые, но и клещи, поэтому лучше делать баковую смесь из инсектицида и акарицида (Тиовит Джет). График обработок нужно соблюдать.

Все упомянутые препараты растворяются в 10 л воды. Количество химических обработок можно сократить. Обязательны ранневесенняя и обработка при появлении плодожорок (вишнёвой мухи). Существуют и другие инсектициды (Карбофос, Интавир), но они более токсичны. Опрыскивание отварами трав малоэффективно. Биологические инсектициды нетоксичны: Фитоверм, Аграверин, Актофит. Ими можно заменить все химические, совместив с биологическими фунгицидами (Фитодоктор). На практике химические более действенны. Сроки обработки сада химическими средствами защиты приводятся в таблице ниже.

График обработки сада

Весна

Февраль – март

При первых положительных температурах нужно обрезать яблони, груши. Если не успеть до начала распускания почек, то нужно перенести обрезку на время, когда на деревьях распустится зелень. Вишни, черешни, абрикосы, сливы и персики не обрезают весной, чтобы не вызвать кадмиетечения. Раны толще 2 см замазывают масляной краской или садовым варом.

В феврале или марте нужно побелить штамб и скелетные ветви деревьев гашёной известью или смесью из гашёной извести, глины и медного купороса (100 г на ведро воды). Обработать весь сад от болезней, включая чёрный рак, и вредителей баковой смесью 30В и медного купороса или Гарта, или препаратом ДНОК, или баковой смесью Хом и Фуфанон.

Апрель-май

С наступлением тепла садоводу важно не опоздать с обработками. Лучше обрабатывать баковыми смесями на каждой стадии развития растений.

  • Зелёный конус (распускаются почки). Семечковые и косточковые обработать смесью Актары или Энжио и Хоруса. У смородины механически удалять разросшиеся почки (в них клещи). Также поливают почки горячей водой.
  • Розовый бутон (перед цветением). Баковая смесь Энжио и Хоруса с добавлением от клещей и мучнистой росы Тиовит Джет. Для крыжовника и смородины баковая смесь Актеллик, или Актара, или Энжио плюс Топаз. Для малины смесь Актеллик и Свитч.
  • Опадение лепестков. От вредителей и болезней баковая смесь Энжио и Хорус, Скор. Если есть клещи, добавляется Тиовит Джет. Для смородины Хорус и Скор не добавлять. Малину после цветения не обрабатывать
  • Формирование завязи, рост плодов яблонь, груш. В это время активна яблочная плодожорка 1 поколения. Опрыскивать баковой смесью фунгицида (Скор – лечение от многих болезней или Топаз – лечение от мучнистой росы) и инсектицида (Люфокс или Матч). Первое опрыскивание во время цветения белой акации. Следующие — через 30-35 дней.
  • Рост плодов черешни и вишни. От вишнёвой мухи, комикоза, пятнистостей опрыскивают баковой смесью Актеллика и Хоруса или Актеллика и Свитча. От вишнёвой мухи деревья нужно опрыскивать в момент её появления (созревание ранних сортов черешен).
  • Рост плодов сливы, абрикоса. Во время формирования косточки у ранних сортов слив наносит ущерб сливовая и восточная плодожорка. От неё, а также пятнистостей и плодовой гнили обработать баковой смесью фунгицидов и инсектицида (Матч, Актеллик, Свитч, Скор). Для персика Матч заменяют Энжио. Против второго поколения сливовой плодожорки применяют Люфокс.

Лето

Июнь-июль

  • Рост плодов яблонь и груш. Опасны плодожорка, клещи и парша. Баковая смесь Хоруса и Скора с инсектицидом (Матч).
  • Рост ягод смородины, крыжовника. От вредителей и болезней обработать баковой смесью Актеллика и Топаза.
  • После сбора вишен и черешен обязательно профилактически обработать от множества грибных болезней Хорусом.
  • Созревание плодов слив. От плодовых гнилей обработать препаратом Свитч (не только лечит, но и улучшает товарный вид плодов, способствует сохранности).

Август-сентябрь

  • Созревание плодов яблонь, груш. От плодовых гнилей обработать препаратом Свитч или Хорус.
  • После сбора слив, абрикосов от тли, коккомикоза, монилоза, и плодовых гнилей обработать баковой смесью (Хорус, Скор, Энжио) через 18-24 дня после сбора урожая.
  • После сбора персиков от курчавости, мучнистой росы и клястероспориоза обработать смесью Хоруса и Скора через 24-30 дней после сбора урожая.
  • После сбора смородины, крыжовника обработать кусты баковой смесью Актеллик и Топаз, а малину Хорусом.

Осень

Октябрь-ноябрь

  • Опавшие листья убрать или закопать. Можно оставлять их в приствольных кругах, обработав мочевиной.
  • Время обрезать сад. У малины вырезать все отплодоносившие ветви, оставив только молодые этого года. У чёрной смородины вырезать ветви старше 4 лет (они тёмного цвета, низко от земли), у красной и белой смородины – ветви старше 8 лет.
  • Нужно собрать все мумифицированные плоды, гнёзда вредителей, ловчие пояса и сжечь их вместе с обрезанными ветвями ягодников.
  • Молодые стволы плодовых деревьев защитить от грызунов. Можно обернуть штамб металлической сеткой, или обмотать стволики хлопчатобумажной тканью, или смазать старым салом. Один из лучших способов защиты – побелка стволов, она убьёт вредителей, защитит от перегревания и растрескивания.

Зима

Утаптывать снег в приствольных кругах, чтобы мыши не смогли сделать ходы под снегом.

Сезонные изменения в жизни растений и животных (рас-
пускание листьев, листопад, прилет и отлет птиц и т.п.) – на-
зывают фенологическими явлениями.

В обязательном минимуме содержания начального обра-
зования рекомендуется проводить регулярные наблюдения
за погодой и сезонными изменениями в природе.

Проведение фенологических наблюдений является необ-
ходимым условием изучения курса естествознания. Наблю-
дения за погодой и фазами развития растений и животных
продолжаются при изучении биологии и географии, поэтому
очень важно в подготовительном курсе познакомить детей
с правилами проведения наблюдений, выработать у них
первоначальные умения по отбору объектов и фиксации ре-
зультатов наблюдений.

На педагогическую ценность учета сезонных изменений
в природе при работе с младшими школьниками указывал
еще К.Д. Ушинский: «Если учение не хочет быть сухим, от-
влеченным и односторонним, а стремится к тому, чтобы
развивать дитя во всей его гармоничной природной целост-
ности, то не должно никогда терять из вида места и времени…
Я не нахожу… лучшего средства как взять предметом для чтений и бесед ту местность, которая окружает дитя и то
время года, когда учение происходит, чтобы впечатления…
были в ребенке живы и могли быть проверены его собствен-
ным опытом и чувствами» (Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М., 1968. – С.142.).

Большое значение проведению фенологических наблюдений придавал
А.Я. Герд. Он писал: «Весной дети делают ежедневные на-
блюдения над пробуждающейся растительностью, развитием
почки, прилетом птиц, осенью – над увяданием цветов, из-
менениями цвета листвы, созреванием плодов, над муравь-
иной кучей или пчелиным ульем и пр.» (Герд А.Я.Избранные пед. труды/ Под. Ред. Б.Е. Райкова. – М., 1953 – С. 78).

В начале ХХ века методику проведения школьных феноло-
гических наблюдений разрабатывал Д.Н. Кайгородов. Если вы отмети-
ли день, когда впервые закуковала кукушка, запел жаворонок,
появились первые ласточки …,зазеленела береза, …прошла
первая весенняя гроза, покрылась льдом река… – вы произ-
вели уже целый ряд фенологических наблюдений, писал
он в книге «О школьных фенологических наблюдениях».

И.И. Полянский считал, что если проводить такие наблюде-
ния из года в год, то они » …в конце концов втягивают наблюда-
теля, обращаются в потребность… Сближая с окружающей
природой, они весьма ценны и тем, что… заставляют вниматель-
но всматриваться в окружающее, предвидеть, … какое явление
следует ожидать в ближайшую очередь …Изучение последова-
тельности и связи явлений дает возможность предвидения. На-
пример, весенний прилет черных стрижей почти безошибочно
указывает на приближение теплого воздушного течения… » (Полянский И.И. Сезонные явления в природе. – Спб., 1910 – С.6).

Фенологические наблюдения содержат много ценных пе-
дагогических элементов, дают простор исследовательской
работе. Их проведение помогает развитию внимания, наблю-
дательности, памяти, логического мышления детей – ка-
честв, необходимых при изучении естественных наук.

Для организации наблюдений за сезонными явлениями в при-
роде учителю нужно знать основные правилаих проведения:

1. Выберите постоянный участок для наблюдений. Он
должен быть расположен недалеко от школы или от места
жительства детей. При сравнении наблюдений помните, что в разных частях города микроклимат разный. Поэтому одни
и те же фенологические явления (например, зацветание че-
ремухи) могут наблюдаться в разное время в центре и на
окраине, в южной и северной части города.

2. Выбранный участок по своему рельефу и составу расти-
тельности должен быть характерным для окружающей ме-
стности. Наметьте несколько видов деревьев и кустарников,
растущих по соседству друг с другом и в достаточном коли-
честве. Попытайтесь подметить, как сказываются на сроках
сезонных изменений условия, в которых находятся растения
(освещенность солнцем, возвышенный или низменный уча-
сток), и их возраст.

3. Определите названия деревьев, кустарников и травяни-
стых растений вашего участка. Это могут быть: тополь чер-
ный, клен остролистный, береза повислая, ива ломкая, сосна
обыкновенная, бузина красная, жимолость татарская, ши-
повник майский, лапчатка гусиная, клевер луговой и другие
распространенные растения. По каждому виду ведите отдель-
ные записи.

4. Проводите наблюдения весной ежедневно, летом и осе-
нью 2 – 3 раза в неделю. Помните, что качество наблюдений
зависит от их частоты.

5. Наблюдение за насекомыми, птицами и другими жи-
вотными проводите в полной тишине. Не берите животных
в руки. Помните, что нельзя наблюдать жизнь любого орга-
низма вне условий его существования.

6. Наступление того или иного фенологического явления
соотносите с погодой, состоянием водоемов, почвы. Это по-
может вам установить закономерности в развитии неживой
и живой природы.

7. Все записи происходящих в природе явлений делайте
в тот же день. В противном случае вы можете забыть точную
дату их наступления.

8. Проводить летние наблюдения дети могут вместе с ро-
дителями или во время отдыха в оздоровительном лагере.

В классе должен быть «Фенологический уголок», который
чаще всего имеет следующие рубрики:

а) наблюдения за погодой (на месяц);

б) план фенологических наблюдений (за неживой природой, растения-
ми, животными);

в) народный календарь;

г) «Это интересно» (занимательные сведения о природных
объектах и явлениях);

д) «Подумай, наблюдай, ответь» (вопросы и задания с кон-
вертом для ответов; детей). Сведения, помещенные в этих
рубриках должны обновляться каждую неделю.

Рубрики могут меняться. В фенологический уголок может
помещаться дополнительный материал к текущему уроку
естествознания; делаться обзор периодических изданий о при-
роде; проводиться конкурсы на лучший рисунок, фотографию
или сочинение об экскурсиях и прогулках на природу.

Кроме этого в уголок помещают календарь «Сезонное раз-
витие природы в нашей местности». Он может иметь сле-
дующий вид:

Фенологические наблюдения не
могут быть уложены в рамки учебных занятий. Они требуют
свободного общения с природой во внеурочное и внеучебное
(летнее) время. Результаты таких наблюдений должны фик-
сироваться в специальных фенологических дневниках.

«Дневники наблюдений над природой и трудовой деятель-
ностью человека» для учащихся 1 – 4 классов были созданы
Е.А. Валериановой, а впоследствии – З.А. Клепининой и
Г.Н. Аквилевой. Их основу составляют задания для наблю-
дений в природе, сгруппированные по сезонам. План наблю-
дений соответствует традиционному построению программ
по природоведению. Внутри сезона задания распределены
согласно определенной логике: сначала даны задания для
наблюдений за неживой природой, затем – за растениями,
за животными и, наконец, за трудом людей. Такой порядок
отражает естественные взаимосвязи в природе. В каждом
сезоне есть таблицы наблюдений за погодой (облачностью,
осадками, температурой, ветром). Для фиксации таких на-
блюдений в дневнике приводятся условные знаки, обозна-
чающие погодные явления.

В середине 90-х годов прошлого века федеральные «Днев-
ники наблюдений» перестали издаваться. Во втором номере
журнала «Педагогика» за 1995 г. была помещена статья Д.
И. Трайтака «Естествознание, каким ему быть в начальной
школе». В ней автор сетовал: «В обучении природоведению
заметно нарушился контакт учащихся с природой. Ее стали
изучать преимущественно по учебникам… Удивительно,
в последнее время учителя не побуждают учащихся запол-
нять «Дневники наблюдений». Приходится горевать, с какой
легкостью с ними расстались».

В настоящее время в различных регионах страны издают-
ся «Дневники наблюдений» с краеведческим содержанием.
Так, например, в ходе эксперимента, проводившегося в шко-
лах Челябинской области в 1996 – 1997 учебном году, были
апробированы различные методические варианты заданий
для проведения фенологических наблюдений с младшими
школьниками. Наиболее интересными для выполнения деть-
ми оказались задания, требующие сравнения средних мно-
голетних сроков наступления фенологических явлений на
Южном Урале с текущими наблюдениями учащихся в кон-
кретной местности.

С появлением краеведческой информации наблюдения
детей стали более осмысленными. Учащиеся уже не просто
замечали, что, например, зацвела черемуха, а делали вывод,
что наступило предлетье и могли сравнить, раньше или поз-
же, чем обычно, наступило это явление в текущем году.

По отзывам учителей внесение в «Дневник наблюдений»
региональной фенологической информации, объяснение,
почему необходимо наблюдать за определенными явлениями
в природе, привело к повышению познавательной активности
детей и даже их.родителей.

Регулярные внеурочные наблюдения за сезонными изме-
нениями в природе начинаются в 1 классе и ведутся на
протяжении всех лет обучения в начальной школе. Задания
для наблюдений на предстоящий отрезок времени (чаще,
на неделю) выбираются учителем из «Дневников наблюде-
ний» с учетом вероятности наступления в это время опре-
деленных сезонных явлений. Намечаются задания по на-
блюдениям за неживой природой, жизнью растений, жи-
вотных, трудом людей. Учащимся разъясняется, на каких объектах и явлениях следует сосредоточить внимание, объ-
ясняются правила определения дат наступления ожидаемых
явлений.

Например, учащиеся должны определить даты наступле-
ния следующих осенних изменений в жизни растений: нача-
ло осенней окраски листьев (необходимо подметить первые
случаи частичного изменения окраски листьев у деревьев и
кустарников, намеченных вами для наблюдений); полная
осенняя окраска листьев (среди наблюдаемых растений поя-
вилось больше половины деревьев и кустарников с вполне
измененной окраской листьев); начало листопада (листья при
тихой погоде начинают опадать при легком потряхивании
ветвей); массовый листопад (с большинства деревьев и кус-
тарников данного вида листва опадает в заметном количест-
ве); конец листопада (подавляющее число деревьев наблю-
даемого вида сбросило листву, оставшиеся на отдельных
ветвях листья в расчет не принимаются).

Учитель должен сообщить ученикам средние сроки насту-
пления конкретных фенологических явлений в данной мест-
ности и объяснить, что речь идет лишь о вероятности их на-
ступления, и это вовсе не означает, что в указанное время
данное явление должно наступить. Вместе с тем, ученики
должны понять, что наблюдая за определенными объектами,
они могут заметить другие явления, даже маловероятные для
данного отрезка времени (например, повторное цветение
осенью некоторых растений). Если наблюдаются большие
отклонения от средних для конкретной местности сроков, то
анализируются их причины.

Итоги наблюдений подводятся на «Минутке календа-
ря» – особом этапе каждого урока естествознания. Итоги подводятся по
плану:

· характеристика погоды за неделю;

· анализ сезонных изменений в неживой природе;

· фенологические явления в жизни растений и жи-
вотных;

· установление причинно-следственных связей между
сезонными изменениями в неживой и живой природе;

· участие детей в сезонных работах и природоохранной
деятельности.

В конце каждого месяца подводятся итоги наблюдений за
месяц, а в конце сезона – за сезон.

Для более красочного и образного описания фенологиче-
ских явлений на «Минутках календаря» могут использоваться натуральные и изобразительные наглядные пособия,
стихи, народные приметы и др. Этот этап обычно занимает
3 — 5 мин и проводится в начале урока.

В начале учебного года «Минутки календаря» проводит
учитель, постепенно подключая к анализу погоды и сезонных
изменений в природе «дежурных фенологов». К концу
1 класса дети сами подводят итоги наблюдений, учатся под-
бирать дополнительный материал для проведения «Минуток
календаря».

«Дежурные фенологи» назначаются на неделю, в течение
которой заполняют общеклассный «Фенологический уго-
лок». Это дает возможность всем учащимся контролировать
правильность личных наблюдений. В течение сезона каждый
ученик должен побывать в роли «дежурного фенолога».

Очень важен контроль учителя за выполнением заданий
«Дневника наблюдений». Ежемесячно проводится их фрон-
тальная проверка и выставляются оценки.

Внеурочные наблюдения непосредственно связаны с до-
машней работой учащихся.

«Чистый сад» для обработки сада: инструкция по применению, достоинства и преимущества

В период цветения растительность категорически запрещено обрабатывать ядохимикатами, в противном случае цветки получат ожог, а благотворные насекомые умрут.

В это время нужно осматривать растения и выявлять болезни и насекомых-вредителей, а после искать нужные препараты против их уничтожения.

Данную процедуру рекомендуется проводить с лупой, так как чаще всего насекомые-паразиты небольшого размера. Осмотр является важным аспектом при уходе за садом.

Про профилактику против паразитов и заболеваний

Профилактика деревьев от паразитов осуществляется путем распыления по стволу определенных лекарств, которые при попадании на вредителя или личинку, уничтожает их.

Данная профилактика является самым результативным средством уничтожения и профилактики насекомых-паразитов.

Еще один способ обработки деревьев — биологические средства. При использовании биологических средств паразит умирает не моментально, а в промежуток от трех дней до двух недель.

Для обработки деревьев применяется самый действенный способ избавления и профилактики — опрыскивание. Однако важно помнить, что результат от профилактики будет после дублирования обработки в вегетативный период.

Характеристика средства

«Чистый сад» средство для обработки сада является единовременно средством от насекомых и препаратом, склонным уничтожить всех паразитов и заболевания на вашей сельхозпроизводственной местности.

Это результативный препарат, который не дает никакой возможности паразитам и заболеванием на существование, избавляя ваш сельскохозяйственный участок от атаки насекомых-вредителей и болезней.

«Чистый сад» имеет огромное множество положительных качеств, среди которых продолжительный эффект, сопровождаемый незамедлительным результатом, уничтожающим вредителей моментально. Многочисленный род паразитов исчезнет только лишь единожды использовав данное средство.

В дополнение ко всему «Чистый сад» универсальный, а это означает, что его воздействие распределяется на все стадии роста паразитов, в связи с этим личинки и яйца тоже скончаются от данного великолепного препарата, способствующего созданию здорового и благоустроенного земельного участка.

Плюсы без минусов

Достоинства препарата:

  1. Лекарство имеет долгосрочный результат.
  2. Быстрая отдача.
  3. Единожды обработав Ваш сад (огород) находится под защитой длительный период.
  4. Лекарства уничтожает все формы вредителей.
  5. У насекомых не продуцируется иммунитет к данному препарату.
  6. Является одним из превосходных средств против тли, клещей и так далее.
  7. Результативен при оптимальной температуре.
  8. Последнее новшество — 3 в 1. В одной упаковке находятся 3 самостоятельные ампулы, которые содержат в своей структуре составляющие с действенными компонентами.

Инструкция

«Чистый сад» — средство для обработки сада, инструкция по применению: необходимо в 8-10 литров воды поместить содержимое трех ампул и перемешать до окончательного растворения, впоследствии разбрызгать на необходимые растения.

Лекарство содержит три компонента, которые содержат активные составляющие.

Первый компонент — инсектоакарицид. Результативно и молниеносно ликвидирует насекомых-паразитов.

Второй компонент — фунгицид, который является природным стимулятором роста.

Стабилизатор развития является третьим компонентом, он предохраняет от различных заболеваний.

Порядок и периодичность обработки сада

С чего начать счастливому владельцу свежеприобретенного сада? Как бы не переполнял энтузиазм и желание тотчас же взяться за лопату (грабли, кусторез, бензопилу, молоток и гвозди…), начинать следует с тщательного осмотра территории. Что посажено, во что посажено, то есть почвенные условия, и в каком это все состоянии. А так же наличие и степень надежности разного рода садовых коммуникаций, таких, как дренажные сооружения, системы полива, освещение и многое другое, без чего немыслим труд и отдых современного дачника.

Центр озеленения и благоустройства Планета Растений предлагает новый вид услуг: комплексный аудит садового участка. Специалисты с профильным образованием и солидным опытом осмотрят ваши владения, определят возраст, состояние, благонадежность, сортовые и прочие характеристики по каждому виду растений. Мы проведем анализ почвенного слоя, дадим рекомендации касательно того, как максимально улучшить его физико-механические свойства и поднять плодородие.

С учетом пожеланий заказчика составим план мероприятий – начиная от экстренных и до тех, что понадобятся в перспективе. О самых необходимых из них, так сказать, типовых, можно узнать из статьи.

Итак:

Мечтая о саде с крупными наливными яблоками, ароматной малиной или медовыми грушами, многие садоводы совершенно выпускают из вида, что без планомерной, регулярной, грамотно выстроенной работы по борьбе с болезнями и вредителями получить хорошие урожаи невозможно.

Применять ли «химию» в саду?

Владелец участка во главу угла ставит экологическое здоровье своего сада, и это можно только приветствовать! Однако важен баланс между полновесной корзиной с крупными здоровыми яблоками и наличием живности в саду – пчел, птиц, ежей, лягушек. Без сомнения, этого равновесия можно достичь, правильно и вовремя используя все способы ухода за садом.

Сюда входит, в том числе, и регулярное применение инсектицидов (препаратов от насекомых), фунгицидов (средств от болезней растений), однако в строгом соответствии со сроками и дозами! При правильном следовании инструкциям, вред от «химии» в саду минимален, а польза неизмеримо велика.

Итак, рассмотрим перечень основных работ, которые необходимо провести владельцу плодового и декоративного сада, распределив их по сезонам.

Весенняя обработка сада

Обработка сада весной – наиболее объемна и значима для садовода. Проведенная в полном объеме и в срок, она вполне заменит несколько поздних опрыскиваний.

Впрочем, весна – понятие чересчур емкое, чтобы уложиться в один период, поэтому обязательно необходимо распределить работы так:

  • ранневесенняя обработка (по насту);
  • обработка дерева в фазе «зеленого конуса»;
  • опрыскивание растений в фазе «розового бутона»;
  • обработка в фазе «цветение»;
  • опрыскивание в фазе «завязь».

Ранняя весна, обработка по насту

В зависимости от погоды это понятие укладывается в сроки конец февраля – начало апреля (для Подмосковья). В это время снег достаточно плотный, чтобы ходить по нему, не проваливаясь и не приминая почву в приствольных кругах.

Какие действия нужно предпринять:

  • побелка стволов при положительных температурах (если холодно, стволы оборачивают лентами из плотного спанбонда);
  • формирующая обрезка деревьев и кустарников для удаления больных и засохших сучьев, для осветления кроны, омоложения и придания определенной формы растению;
  • опрыскивание кроны препаратами от болезней и вредителей.

Какие средства используются для опрыскивания: мочевина (карбамид) или медный купорос. Для обработки крон используют, как правило, 7% раствор мочевины (700 г на 10 л воды) или 5% раствор медного купороса (500 г на 10 л воды). Обратите внимание на концентрацию препаратов! Она довольно велика, т.к. растение в этот период находятся в состоянии покоя и поэтому не повреждаются, а для возбудителей болезней и кладок вредителей такой раствор губителен.

Фаза «зеленый конус»

Этот фенологический термин соответствует срокам март-апрель и характеризуется частичным проклевыванием листочков. Именно в этот период растения особенно подвержены заражением паршой, различными пятнистостями, ржавчиной, цитоспорозом, монилиозом.

Эффективны обработки в этот момент бордоской смесью (по 300 г извести и медного купороса), а также препаратами Абига – Пик и Хорус (основной плюс которого – отличное фунгицидное действие при достаточно низких температурах от +5 до +15оС).

Важно провести опрыскивание от вредителей, которые уже пробудились и активно передвигаются в поисках пищи. Для этого используют обработки Актарой, Актелликом (эффективен в том числе и против клещей), а также часто используют Децис и Фуфанон.

Весной основной сдерживающий фактор – нехватка времени, поэтому для минимизации объема работ используют такой прием, как составление баковых смесей. Что это? Кратко можно назвать принцип ее составления как «три в одном»: фунгицид + инсектицид + стимулятор (или удобрение).

Используя принцип баковой смеси, обрабатывают растения одновременно такими препаратами как Фуфанон, Хом и Циркон или Хорус, Актара и Эпин-Экстра.

В это время вносят подкормки под плодово-ягодные растения, а также удобряют и декоративные многолетники. В качестве удобрений весной используют комплексные смеси — нитрофоска, удобрения от различных брендов с надписью «Для весенних работ», а также самостоятельно сочетают подкормки с фосфором (суперфосфат), калием (хлористый калий, калимаг), азотом (мочевина, селитра).

Под крупные плодовые деревья удобрения вносят, пробуривая буром отверстия по проекции кроны (а не в приствольный круг, как часто практикуют у нас в садах).

Фаза «розовый бутон»

В это время бутоны только появились, однако уже становятся лакомой добычей различных насекомых: пилильщиков, яблонного цветоеда, медяниц, тлей. В этот момент обязательно опрыскивают растения (в том числе и декоративные) баковой смесью с препаратами Скор, Инта-Вир и Бутон. Такой состав обладает тройным действием – против вредителей, основных болезней, а также стимулирует цветение и образование бутонов.

Фаза соответствует началу мая, а этот период — оптимальное время для посадки — пересадки большинства многолетников. Важно не забыть внести перед посадкой органику (компост, перегной), а также набор основных удобрений с макро- и микроэлементами: Цветочное Фаско, Террасол Весна и т.д.

Цветение сада

Категорически запрещаются всякие обработки сада инсектицидами в период цветения! Не забывайте, что наряду с вредителями наши сады посещают тысячи полезных насекомых: пчелы, шмели, а также множество других опылителей, благодаря которым мы получаем богатый урожай. Опрыскивая ядами цветущие деревья, мы губим наших помощников.

Однако этот запрет не относится к обработкам против болезней, поскольку препараты-фунгициды не опасны для насекомых. Важно успеть опрыскать косточковые культуры (черешня, вишня, слива, абрикос) для профилактики таких опасных болезней, как коккомикоз и монилиоз, которые в последние годы не дают получить хорошие урожаи вишен и слив.

Если в предыдущий год деревья сильно пострадали от этих болезней, то можно обработать косточковые прямо по цветам, а затем через 2 недели после цветения препаратами Абига -Пик и Скор.

Обработка после цветения

После того, как опали цветки и образовалась завязь, сад опрыскивают от плодожорок, листоверток и клещей препаратами Искра, Танрек, а также используют эффективные биологические инсектициды – Лепидоцид и Битоксибацеллин.

От заболеваний применяют на плодовых и декоративных культурах Ордан, Тиовит Джет, из биологических препаратов – Фитолавин и Фитоспорин.

Для того чтобы уменьшить риск опадения завязей, вносят подкормки с фосфором, калием, кальцием и бором (борофоска, кальциевая селитра), а также опрыскивают стимулятором Завязь.

Фаза «завязь»

В этой фазе очень важно не упустить темп, который мы набрали весной и планомерно «добивать» вредителей и болезни. Опять же, обрабатывают растения, используя баковые смеси с разными группами пестицидов: Актара + Топаз + Гумат или Фитоверм + Раек + Растворин.

Летние обработки сада

В течение всего сезона планомерно осматривают деревья, кустарники и цветники, не затягивая с обработкой при обнаружении очагов поражения тлями, клещом паутинным или другими насекомыми, а также при вспышках болезней. Часто дождливое лето способствует возникновению пятнистостей, мучнистой росы, гнилей, поэтому используют профилактические обработки (Чистоцвет, Топаз).

До начала августа продолжают вносить подкормки с азотом, фосфором и калием, затем азотные удобрения исключают из смесей, чтобы дать возможность вызреть коре и молодым побегам.

Обязательно убирают и удаляют из сада падалицу плодовых и обрезки ветвей, пораженных мучнистой росой.

Осенние обработки сада

Осенние работы в саду – тоже немаловажная часть работы за здоровье растений. В это время сжигают опавшую листву, удаляют из сада гнилые плоды.

В приоритете в это время года – побелка. Ее проводят после зачистки старой коры и сжигания остатков от нее. Побелка стволов производится на высоту собственного роста, причем покрыть краской следует и развилки крупных ветвей, во избежание солнечных ожогов и отслоения коры, а также для профилактики болезней.


Побелка сада весной: красиво, но поздновато (лист уже распустился) и слишком низко


Осенняя побелка сада: всё сделано правильно

В побелку добавляют медный или железный купорос (или препарат ХОМ) и какой-либо прилипатель (к примеру, клейстер). К слову, коммерческие сады и крупные организации по озеленению Москвы давно отказались от таких доморощенных средств: профессиональные побелки на основе водо — и эмульсионных красок держатся на стволах довольно долго и включают в свой состав фунгициды.

Хорошо зарекомендовала себя биомаска Робин Грин с серебром, которая отлично справляется с защитной ролью от морозобоин, а также хорошо залечивает трещины коры и срезы после санитарной обработки.

Кроме того, осенью можно обработать деревья и кустарники 3-7% раствором мочевины или 5% раствором медного купороса, орошая не только крону, но и ствол, и приствольный круг. В этом случае весной дублировать обработку не стоит.

После опадения листвы проводят обрезку плодовых и ягодных культур, сжигая в обязательном порядке все старые стволы и ветви. Оставшуюся золу хранят в закрытых сосудах до весны как отличное удобрение, содержащее кальций, магний, калий и фосфор.

Срезы сучьев обязательно покрывают защитными препаратами – бальзам Этиссо, Раннет, Живая Кора.

Не забывают произвести подзимний полив плодовых и хвойных культур для лучшей их перезимовки, а также организовать укрытие для роз, рододендронов.

Очень важно не упустить из виду и защитить хвойные культуры от весенних ожогов. Для этого их скручивают бечевкой от разлома кроны снегом и закрывают притеночными сетками или мешковиной. Используя для укрытия спанбонд, сооружают специальные притеночные ширмы с южной стороны растений.

Зимние работы в саду

Зимой сад находится в состоянии покоя, но, тем не менее, и в это время он требует заботы. При обилии снега стряхивают его излишки с крон хвойных растений, предохраняя их от изломов. При недостатке снежного покрова проводят снегозадержание, устанавливая в цветниках шалаши из веток и бурьяна, а также набрасывая снег на укрытия роз и в приствольные круги.

Не забывают о птицах – помощницах садоводов и организуют кормушки, а вот с другой живностью – мышами и крысами, интенсивно борются, раскладывая отравленные приманки и расставляя мышеловки.

В течение всей зимы можно проводить формирующую обрезку деревьев.

***

Некоторую долю мероприятий можно выполнить собственными силами, а иные стоит доверить специалистам. К тому же в Москве и Подмосковье множество уголков с локальной спецификой, сильно отличающейся от средней по региону. Чтобы наши рекомендации сработали с наивысшей эффективностью, агроному, инженеру или ландшафтному дизайнеру желательно побывать непосредственно на объекте, который предстоит улучшать.

Садовый центр Планета Растений всегда готов оказать помощь и содействие. Обращайтесь удобным для вас способом: можно заполнить стандартную форму заявки, воспользоваться e-mail или же набрать телефон нашей службы поддержки: 8-929-989-80-42

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *