Кто опыляет растения

Роль опылителей в природе и сельском хозяйстве

Растения не могут образовать семена и плоды без опыления. Одни виды самоопыляются, другие опыляются с помощью ветра, а некоторым помогают переносить пыльцу насекомые-опылители. Они садятся на цветы, питаются нектаром, в то время как пыльца липнет к их лапкам и хоботкам. Посещая другое растение этого же вида, «курьеры» переносят пыльцу, тем самым опыляя его.

Как растения привлекают опылителей

Растения, опыляемые насекомыми, привлекают членистоногих заметным окрасом цветов и запахом нектара. Днем насекомые стремятся на цветы ярких оттенков:

Ночью опылителей привлекают белые цветы, которые более заметны в темноте. Кроме того, такие растения отличаются приятным запахом, резкость которого увеличивается с наступлением сумерек. К тому же цветки многих ночных растений днем находятся в закрытом состоянии (будто дремлют).

Интересный факт. Свои названия дрема лесная и дрема белая получили благодаря особенности закрывать цветки в дневное время.

Растения не только привлекают опылителей, но и приспосабливаются к ним своей морфологической и анатомической структурой.

К примеру, венчик клевера лугового имеет форму трубки, поэтому нектаром могут питаться исключительно насекомые с длинными хоботками, которые и являются его опылителями. Известен случай, когда клевер завезли в Австралию для его дальнейшего разведения. Но так как на материке не было длиннохоботковых шмелей и пчел, фермерам не удавалось получить семена этой культуры. Решить проблему удалось только после того, как в Австралию привезли несколько коробок с насекомыми.

Интересный факт. Не только сладкие приятные запахи привлекают опылителей. Самый большой в мире цветок раффлезия Арнольда известна своим зловонием, напоминающим запах гниющего мяса. Дело в том, что опыляется этот цветок не пчелами или бабочками, а навозными мухами.

Некоторые растения привлекают опылителей с помощью мимикрии – цветки своей формой и размерами напоминают женские особи определенных видов насекомых, что привлекает самцов-опылителей. Чаще всего такая маскировка встречается у семейства орхидных. Другие растения известны своими цветками с ловушками и сложной системой ходов. Насекомые, попавшие внутрь цветка, вынуждены искать выход, бродя по определенному пути. Сначала они соприкасаются с пыльником, а потом – с рыльцем, благополучно опыляя его.

Некоторые виды растений, дабы избежать конкуренции, приспособились к опылению жуками. Цветы должны быть хорошо заметными, поэтому они либо одиночные и крупные, либо мелкие, но собраны в большие соцветия. К таким растениям относятся:

  • лилейные;
  • магнолиевые;
  • бузина;
  • шиповник;
  • зонтичные;
  • спиреи и др.

В поисках пищи жуки чаще всего полагаются на обоняние. Поэтому растения, опыляемые ими, имеют сильный аромат, который напоминает запах фруктов, пряностей, а иногда – брожения. Так как жуки чаще всего питаются мягкими частями растений, последние разработали механизм защиты семяпочек от голодных насекомых. Семяпочки обычно находятся в толстостенной завязи, которая спрятана глубоко внутри цветка.

Незаменимые помощники

Существует множество видов насекомых, которые носят титул незаменимых опылителей:

  • дневные бабочки;
  • ночные мотыльки;
  • медоносные и одинокие дикие пчелы;
  • шмели;
  • осы;
  • цветочные мухи;
  • жуки и др.

Пчела медоносная

Всем известно, что пчелы являются главными опылителями для множества плодовых и декоративных культур. Чтобы в этом убедиться, исследователи провели эксперимент: отобрали несколько плодовых деревьев (яблонь и груш). На каждом дереве накрыли по одной ветке марлевым мешком еще до периода цветения. Это было сделано для того, чтобы насекомые не могли сесть на цветы. Осенью отметили, что на прикрытых ветках не было ни одного плода. На других ветках, к которым пчелы имели доступ, было много фруктов. Такой же эксперимент можно провести с любым энтомофильным растением.

Шмель

Иногда с опылением не может справиться даже пчела. В таком случае на помощь приходит (вернее, прилетает) шмель. Его особенность заключается в наличии длинного тонкого хоботка, с помощью которого он может дотянуться до глубоко спрятанного рыльца. Шмель опыляет даже цветки красного клевера, которые имеют трубчатую форму. Поэтому, если хотите получить больше семян клевера, можно заманить насекомых в искусственное гнездо.

Похитители нектара

Есть насекомые-любители полакомиться сладким нектаром, которые опылителями не являются. К таким относятся муравьи, которые вместо того чтобы заползать внутрь цветка, прогрызают околоцветник с нижней стороны и выпивают нектар. Естественно, опыление в таком случае не происходит, так как насекомое не задевает ни пыльник, ни рыльце. Таких «эгоистичных» насекомых называют похитителями нектара.

К счастью, некоторые растения научились защищаться от непрошеных гостей:

  • выделенный клейкий секрет образует ловушки (смолка обыкновенная);
  • вздутые стенки чашечки создают механическое препятствие (смолевка-хлопушка);
  • цветки окружены жесткими листьями (гвоздика).

Значение опылителей

Опыление растений насекомыми играет важную роль в садо-, овоще- и цветоводстве. При достаточном количестве опылителей урожай растет. Очень часто рядом с посевами рапса, гречихи, а также в плодовых садах размещают ульи. Пчелы, собирая нектар, опыляют цветы, повышают урожайность и вырабатывают больше меда.

Опыление растений насекомыми: Видео

Стать автором Стать экспертом

Какие растения опыляют животные

В большинстве случаев опыление цветков растений происходит при помощи насекомых. Но, оказывается, это не всегда так.

Почти в центре великого Тихого центре великого Тихого океана приютились необыкновенно красивые Гавайские красных листьев мясистых острова. В их предгорных лесах оранжево красных листьев широко распространена лиана фрейцинетия — «лазающий панданус» (местное вкус Внутри прицветника ее название- йейе).

Эта лиана карабкается по деревьям Внутри прицветника торчат до самых вершин. Главный стебель ярких султана образованных обхватывает ствол тонкими воздушными корнями, три ярких султана а ветки, изгибаясь, тянутся к десятка оранжево красных солнцу. Некоторые лианы, не найдя развиваются прицветники состоящие подходящего дерева, ползут по земле, для обеспечения перекрестного образуя непроходимые заросли.


Фрейцинетия или Йейе (Freycinetia arborea) Способ выработанный йейе

Способ, выработанный йейе для обеспечения обеспечения перекрестного опыления перекрестного опыления, необычен и удивителен. перекрестного опыления необычен В период цветения на концах веток развиваются прицветники веток развиваются прицветники, состоящие из концах веток развиваются десятка оранжево-красных листьев, мясистых и султана образованных цветками сладковатых на вкус. Внутри прицветника которых сохранились только торчат три ярких султана, образованных лишили себя возможности цветками, от которых сохранились только растения лишили себя плотно сросшиеся пестики. На других себя возможности самоопыления лианах развиваются такие же прилистники веток лиан исчезает с султанами, но несущими не исчезает большинство душистых пестики, а тычинки, в которых лиан исчезает большинство развивается пыльца.

Так йейе, разделившись на мужские женские растения лишили и женские растения, лишили себя Так йейе разделившись возможности самоопыления. Им помогают. только плотно сросшиеся крысы . Во время цветения с сохранились только плотно веток лиан исчезает большинство душистых плотно сросшиеся пестики листьев прицветников. Их поедают крысы, других лианах развиваются которые в поисках пищи перебираются которых развивается пыльца с одной цветущей ветки на лианах развиваются такие другую. При этом пыльца попадает arborea Способ выработанный на усы и шерсть крыс, freycinetia arborea Способ а затем на рыльца женских распространена лиана фрейцинетия цветков. Йейе — единственное растение широко распространена лиана Гавайских островов, и одно из лиана фрейцинетия лазающий немногих в мире, которое опыляется фрейцинетия лазающий панданус млекопитающими.

Случается, что опыление происходит за Эта лиана карабкается смет других млекопитающих, например лазающий панданус местное летучих лисиц .

В тропиках опыление многих видов лесах широко распространена деревьев, особенно цветущих по ночам, предгорных лесах широко зависит от летучих мышей. Питаясь Тихого океана приютились ночью цветками деревьев, они выполняют великого Тихого океана ту же роль, что и океана приютились необыкновенно крохотные колибри — днем.

Летучих мышей привлекают цветки деревьев, приютились необыкновенно красивые имеющие неприятный для человека запах, красивые Гавайские острова например баобаба, кигелии, паркий, дуриана необыкновенно красивые Гавайские и других.



Цветы и плоды кигелии или колбасного самых вершин Главный дерева (Kigelia)

Способы опылении растений зависят от вершин Главный стебель размера летучей мыши . Например, летучие мыши-малютки запускают земле образуя непроходимые свои длинные красные язычки в подходящего дерева ползут нектар, паря над цветком или образуя непроходимые заросли обхватывая его крыльями.


А большие летучие мыши засовывают непроходимые заросли Фрейцинетия мордочки в цветок и быстро Йейе freycinetia arborea слизывают сок, пока ветка не или Йейе freycinetia опустится под их тяжестью, тогда найдя подходящего дерева они снова взлетают.

Разделы: Экология

Цель урока: познакомить учащихся с основными понятиями; раскрыть значение перекрестного опыления в жизни растений и человека.

Образовательные задачи: познакомить учащихся с различными видами животных – опылителей; помочь уяснить, какими экологическими особенностями обладают растения.

Развивающие задачи: развивать у учащихся память, внимание, экологическое мышление и познавательный интерес.

Воспитательная задача: воспитывать экологическую культуру.

Тип урока: освоение новых знаний.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с записью фрагмента «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова, плакат с изображением луга, рисунки луговых цветов, таблица «Животные-опылители», схема перекрестного опыления, плакат с эпиграфом.

1. Организационный момент.

3. Постановка учебной цели

Сегодня мы переходим к изучению следующего раздела, и называется он «Животные и растения»

На уроке мы познакомимся с животными – опылителями и поговорим о том, какую роль животные – опылители играют в жизни растений и жизни человека.

«Все прекрасное на Земле – от солнца,
все хорошее – от человека»
М. Пришвин.

4. Изучение нового материала:

— Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы с вами совершим прогулку.

И хотя за окном очень холодно, но мы с вами можем пофантазировать. Давайте закроем глаза и представим. Лето…. Теплый солнечный день…. По небу плывут облака и можно идти куда угодно: в лес, на речку, к озеру.

Откройте, пожалуйста, глаза.

«Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета,
Красивых радужных цветов,
На нем разбросаны букеты».
(И. Суриков)

— Куда я вас ребята приглашаю?

А сейчас будьте очень внимательны, наблюдайте, слушайте и запоминайте. (Сценка).

Звучит «Полет шмеля» Римского- Корсакова.

(На сцену влетает Шмель. У него очень озабоченный вид, он деловито перелетает с цветка на цветок, не обращая внимания на Кузнечика. После нескольких неудачных попыток остановить Шмеля, Кузнечик попросту сталкивается с ним. Оба падают.)

Кузнечик (потирая лоб). Уф, еле тормознул тебя, приятель.

Шмель (угрожающе). И совершенно напрасно, приятель. (Медленно поднимается с пола.)

Кузнечик. А что вы тут делаете?

Шмель. Я тут, понимаешь, делом занят, нектар собираю, а всякие бездельники, которым наскучило на лугу сидеть и песенки распевать, еще тормозить меня будут по пустякам.

Кузнечик (миролюбиво). Да я не по пустякам, я спросить хотел…

Шмель (не слушая). Спрашивальщик еще нашелся! (Собирается уходить.)

Кузнечик (вслед). Да я про музыку хотел спросить.

Шмель (оборачиваясь). Про какую еще музыку?

Кузнечик. Да вот хотя бы про ту, которая сейчас звучала.

Шмель. Вот невежда! Да это же знаменитый «Полет шмеля» известного композитора-сказочника Римского-Корсакова.

Кузнечик (уважительно). Ну, надо же, такой великий композитор и вам, шмелям, музыкальную пьесу посвятил?

Шмель (горделиво). А кому же еще? Уж не вам ли, скрипачам зеленым? Да и сыну надо было помочь. (Снова собирается уходить.)

Кузнечик. Какому сыну?

Шмель (раздосадовано). Какому-какому, своему, конечно, Михаилу Николаевичу Римскому- Корсакову, известному русскому энтомологу. Это сейчас его никто, кроме специалистов, не знает, а в начале века его книга «Зоологические экскурсии» была известна каждому натуралисту.

Кузнечик. А как же композитор мог энтомологу помочь?

Шмель. Да очень просто. Написанная им музыкальная картинка помогла впоследствии Михаилу находить гнезда шмелей, настолько точно был передан композитором тембр звука, издаваемого нами при полете.

Да заболтался я с тобой, лететь надо, солнце уже высоко. Летний день год кормит. Звучит прекрасная музыка Мендельсона «Сон в летнюю ночь». Под её звуки на сцене появляется Пчела.

Кузнечик (обрадовано). Пчелка наконец-то! Только не улетай, пожалуйста, не торопись, мне очень-очень хочется с тобой поговорить!

Пчела. Хорошо, малыш, давай поговорим, но не очень долго, утро чудесное, солнечное, ты знаешь, мне надо трудиться.

Кузнечик. Я все хотел спросить, о чем ты жужжишь?

Пчела. О многом. Мы, пчелы, насекомые общественные.

Кузнечик. И все же, о чем?

Пчела. Главное в нашей жизни – работа. Стало быть, и жужжим, как правило, о работе. Нам нравится перелетать с цветка на цветок, собирать по крупицам нектар, трудиться с утра до вечера.

Кузнечик. Как в этом мире все разумно!

Спасибо тебе, Пчелка, за рассказ. И вам, ребята, спасибо, что все внимательно выслушали. Велика роль насекомых в жизни растений, прекрасен мир, в котором мы живем. Вся наша планета — огромный зеленый луг, который нужно охранять и беречь!

— Вы только что услышали новое слово энтомолог. Это ученый, изучающий насекомых.

А теперь выясним, кто был из вас самым внимательным и наблюдательным.

Чем занимался шмель?

А пчела чем занималась?

На уроке мы с вами познакомимся с тем, как влияют на растения живые организмы и в первую очередь – животные.

Итак, тема урока «Животные опылители»

В биологии различают два типа опыления: самоопыление и перекрестное опыление.

— А мы остановимся на роли животных в перекрестном опылении. У большинства растений полноценные плоды и семена образуются после перекрестного опыления.

Что такое перекрестное опыление?

Перенос пыльцы с тычинок цветка одного растений на рыльце пестика другого принято называть перекрестным опылением.

Давайте подумаем, а как пыльца с одного цветка может попасть на другой цветок?

Животных, которые доставляют пыльцу на рыльце пестика, называют опылителями.

Итак, животные-опылители, это: насекомые, птицы, звери. (Перенесение схемы в тетрадь).

Кого вы знаете опылителей среди насекомых?

А среди птиц, есть известные вам опылители?

А из зверьков, кто вам известен?

А для чего животные-опылители посещают цветки растений?

А кто мне может сказать, какую пользу приносят животные-опылители растениям?

Оказывается, не только животные-опылители извлекают пользу от растений, но и растения получают пользу от животных-опылителей.

Если цветам так необходимы опылители, то какими способами они привлекают их к себе? Как вы думаете?

Приспособление цветка к опылению:
а) яркая окраска венчика;
б) крупные одиночные цветки или мелкие собранные в соцветия;
в) ароматный запах и наличие нектара.

Это «реклама» для опылителей, которая помогает им быстро находить вкусную и обильную пищу. И красота цветущего луга обусловлена главным назначением цветов – привлекать насекомых.

Днем опылителей привлекает, прежде всего, яркая окраска венчика. И окраска цветов бывает самая разнообразная: жёлтая – у одуванчика, мать-и-мачехи; красная и розовая – у клевера, гвоздики; синяя и голубая – у василька и цикория; лиловая – у колокольчиков; белая – у ромашки.

В природе встречаются цветущие растения, которые распускаются вечером, например: душистый табак, ночная красавица, дрема (работа по учебнику).

А как отыскивают ночные опылители такие цветки?

Как вы думаете, кто является опылителем таких растений?

А почему это растение получило такое название?

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Ребята, а вам интересно узнать какой цветок самый большой на свете? И кто его опыляет? (Сообщение о раффлезии готовят учащиеся). 20.07.2010

Здравствуйте, Меня зовут Владислав, и я переводчик, а параллельно энтомолог-любитель. Да, я очень уважаю насекомых. А сегодня расскажу о тех из них, которые занимаются благородным делом — опыляют растения.

Немного о процессе опыления

Для растений опыление является этапом (ключевым) размножения растений (семенных) и процессом, при котором пыльца с пыльников переносится на рыльца пестиков(если это покрытосеменные) или на семяпочки (если это голосеменные). Оно может быть как биотическим, так и абиотическим. Во втором случае опыление происходит при помощи воды, ветра или цветков такого же растения.

Опыление биотическое же бывает нескольких видов:

  • Искусственным (пыльца с тычинки на пестик переносится людьми);
  • Зоофилическим. Опыление осуществляется посредством животных. И это не только птицы колибри, но еще и медососы и нектарницы. Также опылителями могут быть грызуны, лемуры, некоторые сумчатые и даже летучие мыши или улитки.
  • Энтомофилическим. Это и есть опыление насекомыми. Растения максимально адаптировались к тому, чтобы этот процесс стал легче. Пыльца стала довольно липкой и крупной, некоторые цветки приобрели форму чаши.

У 80% растений тип опыления именно биотический.

Самые распространенные виды насекомых-опылителей

Чаще всего растения опыляют следующие насекомые:

Расскажем немного о каждом из них, а также об особенностях опыления этими насекомыми.

Муравьи

Не самые лучшие из опылителей, и на то есть много причин. Так, у муравьев рабочих нет крыльев, а значит, они опылять могут только самые близкие к ним цветы, чаще всего на одном растении. Кроме того, когда пыльца контактирует с телом муравья, она становится менее жизнеспособной. И наконец, при потреблении нектара муравей может повредить цветок. Более того, они распространяют на своем теле паразитов, бактерии и грибки. Тем не менее, они вполне эффективно опыляют растения семейства Вересковые и некоторых представителей семейства Орхидных.

Как и муравьи, при опылении они нередко травмируют растения, точнее, их цветки. Но осы германские являются и неплохими опылителями. Чаще всего они опыляют фруктовые деревья и овощные культуры. Также в опылении участвуют осы галльские. Остальные виды ос действительно являются вредителями и бороться с ними нужно не на жизнь, а на смерть.

Процесс опыления жуками называется кантарофилией. Растения, которые опыляются жуками, называются кантарофильными. Это, например, магнолии. Также жуки могут опылять:

  • Лилии;
  • Шиповник;
  • Калину;
  • Спирею;
  • Бузину;
  • Зонтичные растения и др.

Обычно цветы, которые опыляются жуками, имеют белый или неяркий окрас, могут быть как мелкими и собранными в соцветия, так и одиночными и крупными.Обычно у них выразительный запах, ведь обоняние у жуков сильнее, чем зрение. Всего известно 16 семейств жуков, опыляющих растения.

Они также считаются не очень ценными насекомыми-опылителями. Часто их привлекают цветы с не самым приятным ароматом, кроме того, у мухи отсутствуют волоски на теле, так что они не очень эффективно переносят пыльцу.Тем не менее, они тоже считаются важными участниками процесса опыления.

Так, некоторые ученые полагают, что эти насекомые способны к подстраховке экосистем, если случится кризис опылителей. Наиболее ценными опылителями являются жужжала и мухи цветочные. Обычно этих насекомых привлекают цветы яркие, например, желтые, фиолетовые или синие, ведь цветовое зрение у мух отлично развито.

Бабочки

Растения, которые опыляются этими насекомыми, делятся на две категории:

  • Психофильные,т.е.,опыляемые бабочками дневными;
  • Сфингофильные, т.е.,опыляемые бабочками ночными.

Типичным цветком, опыляемым бабочкой дневной, является гвоздика. Типичным растением, которое опыляют бабочки ночные, является жимолость. Ночные бабочки предпочитают цветы с выразительным запахом. Дневные же любят цветы поярче.

К дневным бабочкам-опылителям отнести следует семейства белянок, парусников, нимфалид, и голубянок. К крыльям бабочки пыльца прикрепляется благодаря тому, что на ней есть заусеницы и крючки. Цветы, которые опыляются бабочками, нектарник обычно прячут в основаниях длинных и узких трубок, например, в венчике или шпорце. Существуют и виды бабочек, которые просто ползают по цветку во время опыления. Обычно у таких цветов трубки короткие.

Пчелы

Самый известный опылитель растений. Они опыляют цветки желтые или голубые, часто с выразительным узором. Нектарники у цветов, которые опыляют пчелы, часто находятся у самого основания трубок венчиков. Это удобно для ротового аппарата пчелы и не очень удобно для жуков. Существует много пород пчел, цветы они опыляют разные. Так, цветы, опыляемые пчелами мелкими, именуются микромелитофильными, крупными –мелитофильными.

В эту же категории отнести можно шмелей. Так, они способны опылять такой цветок, как красный клевер, недоступный обычным пчелам. Среди других сложных растений, опыление которых под силу шмелям, отмечу львиный зев и льнянку, иван-чай, живокость, люпин.

Кстати, к опылителям относят еще и вредителей, таких, как тля или трипсы, но вреда от них больше, чем пользы для размножения.

Подводя итоги

Опыление – ключевой процесс в размножении растений. Большинство растений опыляется именно насекомыми, более того, иногда те насекомые, которых мы считаем бесполезными, могут быть вполне ценными опылителями.

Какие насекомые опыляют растения

Здравствуйте, Меня зовут Владислав, и я переводчик, а параллельно энтомолог-любитель. Да, я очень уважаю насекомых. А сегодня расскажу о тех из них, которые занимаются благородным делом — опыляют растения.

Опыление – ключевой процесс в размножении растений. Большинство растений опыляется именно насекомыми, более того, иногда те насекомые, которых мы считаем бесполезными, могут быть вполне ценными опылителями.

Насекомые-опылители – главные помощники дачника. Именно от них зависит урожай многих садовых и огородных культур.

Очень многие растения на участках опыляются перекрестно. Это значит, что для созревания урожая необходимо, чтобы пыльца, образовавшаяся в тычинках, мужском репродуктивном органе растения, попала на пестик женского цветка другого растения этого же вида.

Какие бывают способы опыления растений?

Обмен пыльцой может происходить благодаря ветру (большинство злаков, хвойных и лиственных деревьев) или воде (обычно у водных растений). Такой способ опыления называют абиотическим. Однако наибольший вклад в процесс оплодотворения растений вносят не природные явления, а живые организмы (биотический способ). Млекопитающие, птицы, летучие мыши, а по некоторым данным, еще и моллюски, могут переносить пыльцу с одного цветка на другой. И все-таки сложно найти среди всех представителей фауны нашей планеты существ, которые бы имели такое же большое значение для размножения растения, как насекомые.

По статистике, около 70-80% видов цветковых растений Европы опыляются при помощи живых существ. Ветер участвует в опылении 20%, а на долю воды приходится менее 1% от общего числа видов.

Пчелы

Этих насекомых можно назвать рекордсменами. Пчелы являются очень важным элементом любой цветочной экосистемы. На нашей планете обитает приблизительно 21 тысяча видов этих насекомых. Живущих в колониях пчел называют общественными, а тех, кто ведет уединенный образ жизни – одиночными. И те, и другие питаются нектаром и пыльцой. Главное же различие заключается в том, что чаще всего пчелы, которые относятся к одиночным видам, не производят мед и имеют узкую специализацию. Они собирают нектар лишь с определенных растений, в то время как меню их колониальных сородичей гораздо разнообразнее.

Древние предки современных пчел – роющие осы – были плотоядными. Основу их рациона составляли насекомые, которые питались пыльцой. Однако со временем в результате эволюции вид претерпел значительные изменения и полностью перешел на продукты растительного происхождения.

Шмели

У шмелей и пчел много общего. Это не только рацион питания, в основе которого – все те же нектар и пыльца, но и образ жизни. Эти общественные насекомые обустраивают свои гнезда (бомбидарии) в почве, дуплах деревьев или заброшенных гнездах птиц и грызунов. Однако, в отличие от пчелиных, шмелиные семьи живут всего один год.

Весной матка находит подходящее место и, обложив его мхом и сухими травинками, создает первую круглую восковую ячейку. В нее она откладывает несколько яиц, тут же помещает небольшой запас цветочной пыльцы. Запечатав первую ячейку, матка приступает к созданию второй и последующих. К тому времени как она сделает свою последнюю кладку, личинки из первых успеют превратиться в куколок, а затем и в мелких рабочих шмелей, которые сразу же начнут собирать корм для личинок из более поздних ячеек.

В шмелином гнезде нет сотов. Мед хранится в старых восковых ячейках, из которых уже успели вывестись взрослые особи.

Ближе к концу лета в гнезде выводятся самцы и крупные самки, которые в будущем станут матками. Осенью гнездо вымирает практически полностью. В живых остаются только молодые матки. Пережив зиму в земле, во мху или в соломе, уже следующей весной они образуют свои собственные семьи. Шмели менее агрессивны, чем осы и даже пчелы, поэтому их присутствие редко становится обременительным.

Осы

Так же, как и пчелы, осы строят соты. Однако в качестве строительного материала они используют не воск, а древесину. К соскобленной древесине они добавляют немного слюны, в конечном результате получая субстанцию, чем-то напоминающую оберточную бумагу. Некоторые виды ос, живущих в тропиках, строят свои гнезда не из дерева, а из глины, извести или даже навоза.

Среди ос есть как общественные, так и одиночно живущие виды. Некоторые из них – хищники, питаются и выкармливают личинок более мелкими насекомыми. В то же время среди ос есть и такие, которые питаются пыльцой и нектаром цветковых растений.

Не все виды ос хищные

Яркая окраска нужна осе для защиты от птиц и других хищников. Животному достаточно один раз «получить сдачи» от этого насекомого, чтобы в будущем обходить его стороной. Жало осы, в отличие от пчелиного, очень редко застревает в коже, что дает насекомому возможность уколоть противника несколько раз подряд. Неудивительно, что, несмотря на всю пользу, которую эти насекомые приносят дачникам, а это не только опыление плодовых и овощных культур, но и уничтожение вредителей, большинство садоводов предпочитает держаться от ос подальше. Если единичные особи, случайно залетевшие на участок, воспринимаются его владельцами благосклонно, то появлению целого осиного гнезда будут не рады даже самые рьяные зоозащитники.

Бабочки

1-махаон, 2-крапивница, 3-малинница

Среди всех насекомых-опылителей бабочки занимают почетное второе место. Они играют большую роль в переносе пыльцы растений с глубоко расположенными нектарниками. Без участия бабочек их размножение было бы просто невозможно. И все же среди бабочек есть виды, которые могут очень сильно навредить вашему саду и огороду. Капустница, белянка, листовертка, совка… Этот ряд можно продолжать почти до бесконечности. Справедливости ради стоит отметить, что опасность для урожая представляют не сами бабочки, а их гусеницы. Особенно сильно от них достается плодовым деревьям и культурам с крупными мясистыми листьями.

Хорошая новость заключается в том, что бабочки-вредители составляют всего 2% всей популяции. Остальные 98% никоим образом не повлияют на ваш урожай. Среди них крапивницы, малинницы, репейницы и даже адмиралы и махаоны. Последние хотя и встречаются в средней полосе, на дачные участки попадают редко.

Жуки и другие насекомые

1-божья коровка, 2-жужелица, 3-уховертка

Формально в опылении цветков растений могут участвовать самые разные насекомые. Чтобы перенести пыльцу на другое растение, им достаточно переползти на цветок или даже просто коснуться его во время полета. С этой точки зрения, опылителями являются абсолютно все насекомые, живущие в вашем саду. Большинство полезных жуков, несущих свою службу на вашем участке, например, божьи коровки, жужелицы и уховертки, являются хищными, однако некоторые их них не прочь полакомиться и нектаром.

Соседство с насекомыми-опылителями принесет вам большую пользу. Если вы точно не уверены в «благонадежности» кого-то из шестиногих постояльцев вашего участка, обратитесь к нашему фотоопределителю:

Урок биологии «В гостях у цветка. Опыление». 6-й класс, УМК «Сферы»

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с биологической сущностью опыления, различными приспособлениями цветковых растений к тому или иному типу опыления и, показать взаимосвязи организмов в природе, воспитание умения видеть научную картину мира.
  • развитие мышления, анализа, умения работать с учебником, формирование навыков самостоятельной работы;
  • воспитание интереса к предмету, коммуникативных способностей, бережного отношения к природе, чувства прекрасного, креативных способностей, создание ситуации успеха.

Предварительная работа: Создание презентации к уроку, детского творческого проекта «Цветы – прекрасные творения природы» (моделирование цветка, оформление выставки, посвящённой цветам и насекомым).

Индивидуальные сообщения.

Ход урока

Обратите внимание на доску, перед вами ваши творческие проекты, мы провели большую подготовку к уроку и сегодня отправляемся в гости к цветку.

На экране фотографии цветов.

Какие чувства, мысли у вас возникают, когда вы смотрите на цветы? (дети рассказывают о своих чувствах)

– А я думаю: цветы – потрясающие творения природы. Невольно рождаются вопросы.Трудно ли быть цветком? Как природа создаёт такие разные формы, линии, цвета, запахи? Зачем такое разнообразие? Пройдёт человек, сорвёт красивый цветок, зачем ему тогда рождаться красивым? Ведь природа мудра, в природе нет ничего лишнего.

Как вы думаете для кого или для чего эта красота? (насекомых, для опыления).

Тема нашего урока: В гостях у цветка. Опыление.

Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? (как происходит опыление, какое значение оно имеет для растений)

Сегодня мы работаем с учебником и интерактивной доской. Не забывайте во время урока делать зарядку для глаз. Перед вами опорный конспект, в него вы будите записывать информацию, в нём выполнять задания. В конце нашей работы вы составите интеллект-карту сегодняшней темы.

Вспомним строение цветка. Ваша задача ответить на вопросы интерактивного теста. Отправляемся в гости к цветку. Вспомним, что называют опылением? (Опыление это перенос пыльцы насекомыми с одного цветка на другой).

Откройте учебник. Прочитайте определение опыления по учебнику. Выделите его в тексте ! – выучить.

Я предлагаю вам посмотреть фрагмент. Во время посмотрите фрагмента фильма запишите ответ в 1 пункте опорного конспекта о значении опыления в жизни растений. Делаем вывод. (Опыление нужно, чтобы произошло оплодотворение, и образовались плоды с семенами).

Одни растения для опыления предпочитают собственную пыльцу, вторые – пыльцу растений того же вида, а третьим всё равно, своя пыльца попадает на рыльце пестика или чужая. Поэтому выделяют несколько типов опыления. Наша задача выяснить, какие. Для этого предлагаю вам решить биологическую задачу. Я её зачитаю, а вы следите по тексту.

Учёные провели эксперимент:

Цветки гороха и яблони, когда они находились в фазе бутона, накрыли марлевыми мешочками. После цветения у гороха образовались плоды, а у яблони нет. Почему? Выдвиньте научные гипотезы. По схематичному рисунку 5.49 учебника определите, какой тип опыления характерен для гороха, а какой для яблони. На обдумывание 3 минуты.

(Горох опылился своей пыльцой внутри бутона, а яблоне нужна чужая пыльца, её переносят насекомые.Для гороха характерно самоопыление – схема А, а для яблони перекрёстное опыление схема Б). Запишите в конспект.

Что называют процессом самоопыления, подсказка схема А? (Самоопыление – это перенос пыльцы с тычинок цветка на пестик этого же цветка).

По словарю проверим ваш ответ. ! Как мы видим, самоопыление – это гарантия того, что растение независимо от условий обязательно будет опылено и даст плоды с семенами.

На экране растения, имеющие самоопыление, запишите в конспект примеры: фасоль пшеница, картофель, люпин.

А теперь используя схему Б, дайте определение процессу перекрёстного опыления.

(Перекрёстное опыление — это перенос пыльцы с одного цветка на другой).

Давайте по словарю проверим ваш ответ. ! Мы видим, что при перекрёстном опылении новый организм объединяет в себе признаки отцовского и материнского организмов и будет более приспособлен к меняющимся условиям среды, чем организм, сформировавшийся при самоопылении.

На экране растения, имеющие перекрёстное опыление, запишите примеры в конспект: дуб, ромашка, шиповник, ольха.

Самоопыление и перекрёстное опыление встречаются в природе, поэтому их относят к естественному опылению.

Мы познакомились с самоопылением, перекрёстным опылением. Обратите внимание на схему, назовите отличительные черты каждого вида опыления. Кроме естественного опыления выделяют ещё искусственное опыление, его проводит человек. Определите по схеме с каким типом опыления оно сходно. Найдите в учебнике значение искусственного опыления (Искусственное опыление используется человеком для выведения новых сортов, для повышения урожайности растений). !

Чаще всего в природе встречается перекрёстное опыление. Кто или что переносит пыльцу с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка? (Насекомые, птицы, ветер, вода)

А теперь, познакомимся с особенностями строения цветов ветроопыляемых растений. Прочитайте учебник, раздел «Опыление растений ветром», выберите признаки цветов ветроопыляемых растений, эти данные мы запишем в таблицу «Сравнение ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений»

Заполняем таблицу вместе.

название признаков признаки цветов
ветроопыляемые растения насекомоопыляемые растения
пыльца крупная, тяжёлая, липкая, на поверхности шипы, выросты, образуется мало
нектар
запах
размер цветка
окраска
время цветения растений во время распускания или после распускания листьев

Вопросов нет, все заполнили таблицу?

На экране, у меня в руках ветроопыляемые растения. Докажите, что перед вами ветроопыляемые растения, какими признаками они обладают. (Неяркий околоцветник, цветки мелкие, пыльца мелкая, сухая, у берёзы она разносится на расстояние 40 км, её много, не имеют запаха).

Цветы привлекают очень многих, но всё-таки чаще всего к ним в гости прилетают насекомые. Давайте выясним кому из насекомых, какой цветок подходит. Во время моего рассказа вы записываете в таблицу опорного конспекта признаки насекомоопыляемых цветов. По окончании беседы вы должны будете ответить на ряд вопросов по теме, будьте внимательны, постарайтесь понять и запомнить.

Некоторых цветочных гостей привлекает пыльца, в ней содержатся белки, жиры, углеводы, витамины. Она служит пищей для пчёл, жуков. Посмотрите на экран перед вами изображение пыльцы, увеличенное в тысячи раз. Обратите внимание на особенности пыльцы в отличие от ветроопыляемых растений. Пыльца насекомоопыляемых: крупная, тяжёлая, липкая, у неё на поверхности есть шипы, крючки, её образуется не так много как у ветроопыляемых растений. Всё это приспособления для прикрепления к мохнатому телу насекомого. Посмотрите на пчелу, всё её тело покрыто пыльцой, кроме этого она ещё собирает пыльцу в специальные корзиночки на задних ногах.

Цветок для своих гостей заготовил и лакомство – это нектар, ещё К.Линней назвал его «пищей богов», найдите в учебнике за какую его особенность? (Нектар – это сладкая жидкость). Добраться до нектара не так просто, он находится на дне венчика в нектарниках. Например, пчёлы, бабочки достают нектар своими хоботками из глубоких венчиков, жуки до него добраться уже не могут.

Послушайте рассказ об опылении цветов льнянки шмелями. Оказывается, что у насекомых есть любимые цветы, которые они выбирают, но и у цветов есть свои любимые опылители. Посмотрите на цветок наперстянки рис. 5.50, ведь, наверное, не зря его называют «пчелиным» цветком.

Какие приспособления возникли у цветов для привлечения насекомых, как насекомые разыскивают цветы?

Одно из приспособлений это наличие запаха. Насекомые хорошо различают запахи. Орган обоняния у них находится на усиках: бабочек привлекают душистые цветы, пчёл – сладкие, жуков – фруктовые ароматы, мухи летят к цветам с запахом гниющего мяса.

Насекомые замечают крупные цветы или мелкие собранные в соцветия.

А вот окраску околоцветника насекомые видят иначе, чем мы с вами, но цветы должны быть в отличие от ветроопыляемых растений, яркими, выделяющимися на фоне листвы, ведь многие насекомоопыляемые растения цветут после распускания листвы.

Обратите внимание на экран:

Экран. В природе встречаются удивительные по форме цветы-орхидеи, её околоцветник по внешнему виду напоминает самку длинноусой пчелы, чем привлекает самцов этих насекомых, участвующих в опылении растения

«Сравнение ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений»

название признаков признаки цветов
ветроопыляемые растения насекомоопыляемые растения
пыльца лёгкая, мелкая, сухая, поверхность пылинки ровная, образуется очень много, крупная, тяжёлая, липкая, на поверхности шипы, выросты, образуется мало
нектар +
запах +
размер цветка крупный или соцветие мелкие
окраска яркая, заметная невзрачные
время цветения растений до распускания листвы во время распускания или после распускания листьев

Посмотрите, все графы таблицы у вас заполнены? Проверьте. Эта информация нам нужна для защиты творческого проекта. Прочитайте задание №4 в опорном конспекте.

Мы разобрали опыление типичными опылителями, но есть и нетипичные животные-опылители. Перед вами цветок крупный, красный, со слабым запахом, выскажите гипотезы, кем он будет опыляться? (птицы) (нектарницы, колибри, цветочницы опыляют яркие красные, оранжевые цветы). Подтверждение на экране.

А этот цветок крупный, обладает сильным запахом, околоцветник у него неяркий, белый, раскрывается после заката, ночью, цветы с такими признаками опыляют летучие мыши. Экран.

Вы обратили внимание, какое разнообразие животных опылителей. Учёные отмечают, что в настоящее время на нашей планете господствующее положение занимают цветковые растения. У цветковых растений в ходе исторического развития выработались многочисленные приспособления к опылению. Запишите это как вывод.

Мы видим, что у цветов есть свой язык красоты, свои особенности. В очередной раз убеждаешься, как мудра природа.

Проверим усвоение материала, подведём итоги: в опорном конспекте составьте интеллект-карту по теме сегодняшнего урока. Взаимопроверка интеллект-карты по слайду. Кто справился с заданием? Поднимите руку. Исправьте неточности, если они есть. Мы сегодня познакомились с разными способами опыления, прочтите интеллект-карту, начните с главного слова «Опыление».

Мы справились с задачей урока, разобрали виды опыления цветковых растений. А вот как происходит чудесное превращение цветка в плод, как образуются семена, мы разберём на следующем уроке. Оцените, как вы усвоили тему, поставьте значок температуры в опорном конспекте, как мы это делаем на классных часах: 36,6 – усвоили тему, 38 – вам было сложно, тему не поняли.

Д. З.

Параграф №36, вопросы.

Творческое задание на выбор, по желанию (оформить на отдельном листе):

  • Решите биологические задачи:
    1. Капитан одной команды КВН предложил капитану другой команды установить логическую связь между звеньями цепи: клевер – шмели – мыши – численность кошек в деревне. Как вы думаете, какую логическую связь между звеньями цепи установил капитан второй команды.
    2. Народная мудрость гласит: «Нет сада без пасеки, а плодов – без пчёл. Каков её биологический смысл?
  • Напишите сочинение от имени цветка или насекомого на тему » Как мне повезло!»

Опорный конспект урока, Анализ урока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *