Почему дед мороз?

«Здравствуй, Дедушка Мороз, борода из ваты! Ты подарки нам принёс? Очень ждут ребята!» – эти строки знакомы нам ещё с детского сада! Большинство из нас воспринимают этого товарища как сказочного персонажа, который появляется на Новый год и раздаёт послушным детишкам подарки. Давайте подробнее разберём, кто такой Дед Мороз и откуда он вообще взялся.

Когда появился образ Деда Мороза?

Славяне смогли персонифицировать практически все природные явления. Мороз также не был обделён такой честью. Его представляли как белобородого старика в шубе, который был хозяином стужи и зимнего холода. Услышать Мороза можно в зимнем лесу, когда он «потрескивает да пощёлкивает, перепрыгивая с ёлки на ёлку». Обычно он приходил с севера. Разные славянские племена по-своему называли Мороза: Трескунец, Морозко, Карачун, Студенец, Зюзя и т. д.

Изображение Карачуна

Вообще, у славян Мороз был в почёте, ведь считалось, что холодная снежная зима обеспечит хороший урожай. Поэтому существовал обряд под названием «Кликанья Мороза», когда его угощали ритуальной пищей в виде блинов и кутьи.

Много информации о Морозе можно почерпнуть из народного творчества. Во многих сказках он испытывал главного героя, который мог быть щедро одарен или заморожен насмерть.

Многие русские писатели 19-го века описывали этого персонажа в своих сказках, опираясь именно на славянскую мифологию. При этом с Новым годом или Рождеством он не ассоциировался, но кое-какие атрибуты современного Деда Мороза уже имел. В советском кинофильме «Морозко» можно увидеть непосредственно такого персонажа.

Морозко из одноимённого фильма

Но всё же, начиная со второй половины 19-го века Дед Мороз начал сопоставляться с новогодними праздниками. Так он стал исполнять роль «рождественского деда», который подобно Николаю Угоднику на Западе, дарил подарки послушным русским детям.

Уже в начале 20-го века Дедушка Мороз был очень похож на современника, но с уклоном к рождественским традициям. Однако в 1929 году комсомол строго-настрого запретил празднование Рождества и, соответственно, Мороз Иванович ушел в отпуск на несколько лет.

Возрождение Деда Мороза в привычном для нас виде произошло на Новый 1936-й год! Тогда же официально была проведена первая в Советском союзе новогодняя ёлка, где он появился вместе с внучкой Снегурочкой. Стоит отметить, что Дед Мороз задумывался как персонаж, рассчитанный на детскую аудиторию.

Кстати, в СССР пытались ввести такого персонажа, как Мальчик Новый год, который фигурировал в качестве приемника Деда.

Как выглядит настоящий Дед Мороз

Западная культура иногда заставляет путать облик нашего Деда Мороза с атрибутами Санта Клауса. Давайте-ка разберёмся, как должен выглядеть именно русский новогодний Дед.

Борода

Длинная густая борода всегда была неотъемлемым атрибутом нашего Деда Мороза во все времена. Кроме того, что борода указывает на его возраст, она ещё и символизирует богатство и достаток. Интересно, что славяне представляли Мороза с бородой до ног.

Ещё много интересного в наших соцсетях

Возможно вас заинтересует: Что будет, если растает Антарктида?

Шуба

Дед должен носить красную шубу, расшитую серебром и отороченную лебединым пухом. Не стоит забывать и об обязательном присутствии традиционного орнамента, например, в виде гуськов или звёзд. Сегодня используются шубы и синего, и белого, и даже зелёного цвета, но такой наряд многие, в том числе историки, критикуют, настаивая на том, что для нашего Мороза каноничным выступает именно красный.

Шапка

Дед Мороз носит шапку полуовальной формы, как у боярина, однако на её лицевой части должен быть треугольный вырез. Цвет, орнамент, оторочка – всё должно соответствовать шубе. Всякие колпаки с кисточкой – это к Санте.

Обувь и прочие принадлежности

Сегодня многие Деды носят кроссовки и кожаные туфли, что совершенно неприемлемо. Это должны быть валенки или сапоги, шитые серебром. Пояс (не ремень!) обязательно должен быть белым с красным орнаментом, что символизирует связь с предками. Варежки также должны быть белого цвета, символизируя святость и чистоту того, что Дедушка Мороз даёт из рук.

Посох

Славянский Морозко использовал палку, чтобы издавать характерный стук, позже посох использовался для сотворения холода и замораживания тех, кто не проходил проверку. Посох по канону должен быть хрустальным или хотя бы серебрённым под хрусталь. Он имеет витую ручку и завершается стилизированным изображением Луны или головы быка.

Так выглядит знаменитый Дед Мороз из Великого Устюга. Одеяние почти в точку.

Мешок с подарками

К детям Дед Мороз приходит не с пустыми руками, а с целым мешком подарков. Его цвет обычно тоже красный. По определению мешок волшебный, т. к. подарки в нём не заканчиваются, по крайней мере, пока он в руках у Деда.

Ну что ж, теперь наряжаясь Дедом Морозом, вы будете знать, на что ориентироваться.

Характер Деда Мороза

В отличие от западного аналога, Дед Мороз не является заядлым весельчаком. Он довольно суровый, но одновременно добрый и справедливый. Дед Мороз по-прежнему любит испытывать людей и только потом одаривать подарками, однако он уже никого не морозит, а просто узнаёт, как вы вели себя в прошлом году, и просит рассказать стихотворение.

Дед Мороз и Санта Клаус

Во многих культурах существует персонаж, который дарит детям подарки на Новый год или Рождество. Самый известный во всём мире – это Санта Клаус, который занимает пост доброго дарителя в западной Европе и США.

Не будем проводить подробное сравнение Деда Мороза и Санты, просто запомните, что сани нашего дарителя запряжены тройкой, он не лазает по трубам, не курит трубку и не носит очки. К тому же наш Дед не якшается с эльфами, ведь у него есть внучка Снегурочка.

Пару слов о Снегурочке

Прямой аналогии со славянской мифологией Снегурочка не имеет, хотя есть мнение, что это одна из девушек, которую заморозил Морозко. Первые упоминания о Снегурочке появляются в русском фольклоре, где она описывается, как ожившая девочка, которая была сделана из снега. Позже она фигурирует как дочка Деда Мороза, но в итоге прижился вариант с внучкой.

Сегодня Снегурочка – незаменимый помощник Деда Мороза на всех новогодних праздниках.

Дед Мороз – действительно народное достояние, ведь над его образом работали люди разных эпох. Ещё в славянских племенах почитали сурового хозяина стужи, который появляется и в устном народном творчестве, и в сказках русских писателей. До нас он дошел в виде доброго деда, который дарит детям подарки на Новый год.

ДЕД МОРОЗ И «МОРОЗКО»

В канун Нового Года впору вспомнить и самого Морозко Александра Хвылю (1905-1976), ставшего после фильма Роу Дедушкой Морозом Главной Елки страны.

Начинал этот украинский актер в качестве правоверного социального героя, а закончил гротесковыми ролями второго, а то и третьего плана, которые так полюбил зритель.

В плане социальных ролей статный хлопец Хвыля стал в кино официальным исполнителем роли Семена Буденного. Впервые он сыграл главного коногона в фильме «Первая Конная», что едва не обернулось катастрофой, поскольку против фильма выступил… сам Буденный. Не понравился ему, впрочем, не Хвыля в частности, а фильм в целом. Картину на экран не выпустили, а Хвыля реабилитировался ролью Буденного в фильмах «Оборона Царицына» и «Клятва».

«ПЕРВАЯ КОННАЯ»

Популярность актер поимел другой героической ролью. А именно Александра Пархоменко в одноименном фильме. Мощная киношка, казалось мне в детстве, но удивительно, насколько легко затмевали красивого Пархоменко сутулый злодей Махно в исполнении Чиркова, хулиганистый Вася Гайворон, сыгранный Петром Алейниковым и таперша Раневская.

Социальная творческая карьера Хвыли складывалась через пень колоду. Так из мегапопулярной «Молодой гвардии» его роль подпольщика Шульги попросту вырезали.

Но уже в 1945 Хвыля сыграл острохарактерную роль капитана Гуля в блокбастере «Пятнадцатилетний капитан», начав менять амплуа.

В 1952 произошла знаковая встреча с Роу. Хвыля вошел в его обойму, сыграв Голову в экранизации Гоголя «Майская ночь, или утопленница». Дальше последовали Мудрец-молчальник в «Марье-искуснице» (1959)…

Чуб в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» (1961)… Королевский обер-повар в «Королевстве Кривых Зеркал» (1963)…

Слуга Кащея в «Огонь, вода и… медные трубы» (1968)… Герцог де ля Бык в «Варваре-красе, длинной косе» (1969)

Ветер Ветрович в «Золотых рогах» (1972)

Но главный мессидж Хвыли, конечно, «Морозко» (1964), у того же Роу. После этой сказки руководство страны решило доверить актеру роль Деда Мороза на главной елке страны в Кремле.

К этому времени Хвыле уже было под 60, и он никак не мог приспособиться к работе с радиомикрофоном. Порой, находясь за кулисами, он начинал костерить организаторов или жаловаться на жизнь, забывая, что голос его разносится по всему Кремлевскому Дворцу Съездов.

ХВЫЛЯ В «СКАЗКАХ РУССКОГО ЛЕСА»

За это дети и взрослые любили деда Мороза еще больше.

Следующим дедом Морозом Кремля стал он.

Напоследок отметим другие заметные роли Хвыли. Не только же у Роу он играл.

Священник в «Королеве бензоколонки».

Метродотель в «Бриллиантовой руке».

Хозяин лавки в «12 стульях» того же Гайдая.

Эпизоды по сути, но как сделано…

Враги Деда Мороза

Если вы ещё не знаете, что Деда Мороза со Снегурочкой изгоняют с территории Украины, – вы пропустили что-то очень важное. Заранее предупреждаю, что буду говорить правду и только правду, которая досталась нелёгким трудом и большим временем поисков и консультаций. Потому пусть первоначальные нигилистические положения вас не пугают.

В электронной периодике полно всевозможных оправданий и нападок на эту пару новогодних персонажей – но объединяет нападки одно. Оба они и по отдельности – ни Снегурочка, ни Дед морозный не имеют первоначально отношения к светским (не советским) праздникам вообще. Это сугубо практические «тотемы» аграрной политики народов определённых регионов.

Природа

Везде на планете, в местах соответствующего климата, отсутствие снега и мороза испокон веков влекло неурожайность – как и чрезмерная засуха или затяжные ливни.

Потому если в зиму (по местному её проявлению) не было снега, то не было потом весной и воды для пропитки земли. Разговоры по душам со специалистами-аграриями и частниками, а также с мелкими фермерами привели к одинаковым выводам. Единственное, что добавили специалисты-теоретики, – напоминание, что озимые культуры появились совсем недавно, в позапрошлом веке, и с ними достаточно много мороки (хотя и прибыльная польза тоже имеется, если повезёт с той же погодой). Потому взаимоотношение человека, сельхозкультур и погоды веками сложилось по одному и тому же кругу из некоторых признаков. Опять же, узких специалистов прошу не переживать из-за некоторых обобщений. Я описываю ситуацию специально для тех, кто незнаком со значением природных циклов и (увлекшись политикой) опосредованно выступает против самой природы.

Задержание прихода холодов и заморозков (затяжное осеннее тепло) запускает процесс вегетации у растений, приносящих плоды (любые) и у некоторых злаков. Этот ненормальный процесс преждевременного пробуждения от зимнего сна сопровождается появлением тех почек, которые запрограммированы распуститься весной.

Но потом, как только всё-таки приходят приморозки и морозы, – эти почки и ростки гибнут. Гибнет и предназначенный к своему времени естественный урожай. Если же мороз придёт внезапно, без постепенного похолодания – могут погибнуть корни растений. Они не успеют адаптироваться к холодам, не сумеют войти в анабиоз.

Вы не забыли, что осенью идут дожди? Так вот, постепенные приморозки тут тоже полезны – они замедляют процесс фильтрации и проникновения обильной влаги в землю. Таким образом земля наполняется до своих водоносных глубин водой постепенно и там, на глубине, становится относительно чистой. Те, кто копал колодцы, знают, о чём я говорю. В противном случае, без постепенных приморозков, вода в деревенских колодцах лилась бы через край и была бы довольно нечистой, неотфильтрованной. Потому так важно похолодание перед морозом и так важен мороз.

Но что для нас мороз без снега? О! Это очень опасно – потому что снег… утепляет. К примеру – не мерзнут же медведи в берлогах? По аналогии, думаю, вам понятно и про растения.

Не могу удержаться в защиту Деда Мороза и Снегурочки и братца их Снеговика: утепление ваших плодово-садовых растений и всего другого съедобного листвой без мороза и снега вызовет прение и гибель корневой системы растений. Кроме того, снег должен быть большого покрова, периодически проседать, обретая плотность, достаточную для весеннего естественного полива и потому – длительности таяния. Чем больше снега и чем он плотнее – тем дольше и больше будет увлажняться земля и корни растений по весне. Вы ведь не забыли, из какого снега хорошо лепится снеговик? Правильно – из плотного.

Потому так важен мороз, и похолодание, и много плотного снега. Потому нормальные люди всегда их ждали и зазывали – хоть мысленно.

А как же реки и вся живность в реках? Ведь вода холодная, покрытая толстым слоем льда…

Не будем трогать те страны, где вечное лето, – у них своя история. Или те, где водоёмы промерзают полностью: там есть такая рыба – корюшка, у неё в крови почти антифриз – она не замёрзнет. В наших регионах вода обычно промерзает только на 10 см. Иногда чуть больше – другая глубина не промерзает. Потому что циркулирует: тёплая вверх, холодная вниз – где «отогревается». А плотность льда ниже плотности воды, и потому создаётся естественный барьер для холода. И потому запомните, городские политиканы зимних стран, почему так почитаема ледяная дева издревле среди жителей деревень. В более тёплой воде рыба тоже в какой-то мере впадает в анабиоз или частично замедляет процесс жизнедеятельности, чтобы не задохнуться. Кроме того, рыба уходит на глубину, где вода теплее, чем у поверхности. Ихтиологи привели мне пример того, что этот самый рыбий противоморозный антифриз есть почти что у всех пород северных рыб. Вы спросите, не задыхается ли? Не задыхается – ответили мне ихтиологи. Если есть незамерзающие полыньи или вода проточная. Вот как раз Снегурочка, всегда существовавшая в славянском (и не только) фольклоре, – как символ замёрзших рек. То есть – проточных вод, обеспечивая своим ледовым покровом зимний сон рыб. Называли и называют её в разных странах по-разному, но не только рыб берегла ледовая царевна. В водоёмах есть также фитопланктон – при тёплой воде подо льдом он продолжает вырабатывать кислород. Если вы очень уж переживаете за дыхание рыб зимой, то вспомните воздушные шарики подо льдом – рано или поздно они промываются изнутри, с более тёплой стороны льда, от воды. И кислород поступает в воду так же.

Но рыбы разные – есть активные, обитающие в проточной воде, если именно впадающие в спячку – им замор не грозит.

Зачем же рекам замерзать? Почему так ждут и почитают ледяную принцессу – по-нашему Снегурочку? Потому что это только теперь вам инспекция укажет места для ловли зимой и места запрета, где может быть нерест по весне. А вот (я напоминаю вам об идеальной ситуации), когда бы человек не нарушал природный баланс и жил как в раю, мало заботясь о хлебе насущном, – тогда и ловить рыбу зимой не надо. Вода замерзает для того, что бы дать рыбе отдохнуть. Если рыба особых пород в определённых регионах не перезимует – то выйдет из своего природного биоритма и, поверьте мне, переведётся.

На этом эти народнохозяйственные объяснения прекращаю, хотя они и были необходимы.

Подчеркну и повторю – мы рассматриваем те страны, где растут растения, переживающие зимы именно в зимних условиях, а не по календарному плану. В других странах другие температурные условия и другие растения, адаптированные под свой климат. Там свои любимые персонажи погоды – а не Мороз и Снеговики со Снегурочками. И, кстати, своя система полива, как природная, так и искусственная.

А также напоминаю: предлагаю к рассмотрению такой идеальный вариант развития сезонных событий, который не предполагает подстраивания человека под погодные катаклизмы в процессе «возделывания своего сада». И ещё раз – эти погодные условия характерны именно для тех стран, где сегодня популярны Деды Морозы, Снегурочки и Снеговики. Если сезоны сменяют один другой постепенно, человеку не надо заморачиваться утеплением и ждать, прогадает он или нет с погодой.

Потому испокон веков, до всяких аграрных изобретений, нормальные люди очень ждали зимой мороза, снега и льда на водоёме. Со временем эти явления природы персонифицировали: вот выпал хороший снег – слепили фигуру. Часто это были женщины и назывались они снежными бабами. Конечно, это – языческие игры, но по факту я уже объяснил, как важны были для наших, тогда ещё относительно экологически чистых, пращуров все эти высокоплотные снеговики и бабы. Мороз тоже назывался в разных странах по-разному. У славян – Трескун, Морозко, Зимний Дед, с бородой и разного роста. Но сущность его одинакова – его ждали и зазывали везде. И особенно в Украине. Даже присказка была «Ой, прийди Мороз – Боже його помнож».

Не буду отвлекаться, как именно в мире привлекали мороз, снег и ледяные воды – но делали это обязательно, переводя в игры и заклинания. Потом это стали языческие или фольклорные ритуалы – иначе, сами понимаете, не тот продукт был на столе по осени без мороза и снега. Кстати, названия этих главных трёх персонажей везде были разными, и только именно мороз назывался, но и до сих пор называется Дедом. Что вполне логично. Именно он есть самым старшим над 12 месяцами, греющимися у костра в известной сказке про подснежники…

Весной тоже всё не так просто – если потепление будет резким. Тогда оттаявший снег, вместе с грязью на этом снегу, очень быстро пропитает землю. Получившаяся из снега вода не отфильтруется и поднимется (как и в осеннем варианте) в колодцах деревень и сёл, грязная или характерного для местного состава земли цвета. Пить её будет нельзя. И тут опять, по весне, так важны ночные приморозки, которые постепенно превращают снег в воду. Точно так же и рыба при внезапном тепле будет лёгкой добычей для браконьеров, не совершив нереста. И распускание почек, и созревание плодов будет именно качественным в своём регионе, для своего климата при постепенном размораживании.

Церковь

Может возникнуть вопрос – почему я как бы оправдываю аграрное язычество. Тогда вопрос встречный – почему уже довольно давно в обозначенных температурных регионах уживаются религиозные праздники и народные языческие традиции, перешедшие в разряд фольклора. Всех совпадений перечислять не буду – достаточно вспомнить Масленицу. Сегодня на многих церковных приходах даже пекут блины и кормят всех приходящих и проходящих. Первое – это понимание важности для успешного урожая вышеописанных природных явлений. Понимаете, не языческой их персонификации – а необходимости и нормальности наступления природных явлений. Если нам так надо (а нам надо), то мы, конечно, будем хотеть прихода мороза, снега и той самой Снегурочки – образа замёрзших вод. Важно, что все эти языческие (реальные идолы для поклонений) персонажи были впоследствии, при христианизации, оформлены в сказочные (нереальные, фантастические) в разных странах по-разному и разными писателями. Известными и неизвестными. Окончательно случилось это в ХVII–ХVIII веках. Таким образом, писатели поставили жирную точку на отношении простых людей к языческим идолам зимнего времени, которым ранее приносили жертвы – и человеческие в том числе.

Уже в позднем периоде почти всеобщей христианизации европейских стран языческие идолы превратились в волшебные сказки, которые читали своим детям в приличных христианских семействах.

Сказки – это чудесно. Но по причине их популярности и дозволенности среди многих религий и конфессий, смешали, что называется, – грешное с праведным. Ну, понятно, сказочные природные лесные и погодные персонажи, но откуда вдруг Санта Клаус, что переводится как Святой Николай? Да и притом – курящий?

Всё та же любовь к сказкам и детям виновата. Вы будете удивлены, но первым сказочный образ Санта Клауса придумал человек церковный, преподаватель семинарии Клемент Кларк Мур, который под Рождество прочёл жене и детям сочинённую им поэму «Ночь перед Рождеством, или Визит святого Николая». Он изобразил Николая – епископа и святителя-чудотворца – добрым маленьким пузатым эльфом, который приезжает на восьми оленях и проникает в дом через дымоход, чтобы дарить детям и животным подарки. Хлещет напитки, курит трубку и шалит, как настоящий гном.

Случилось это сочинительство в 1822 году в форме домашнего развлечения и шалости, и Мур не собирался публиковать своё сочинение, но друзья отнесли его в редакцию газеты, и оно стало очень популярным. И тут Мур одумался: он категорически и в письменном виде настоял в редакции газеты Sentine на отмене называния «Визит святого Николая», желая оставить только вторую часть: «Визит накануне Рождества». Он, хоть и был продвинутым католиком, прекрасно понимал, что изображать в фривольном сочинении, плюс в таком виде святого – неприлично и святотатственно. Ещё бы, Мур был профессором по религии и греческой литературе – но было уже поздно. Словосочетание «Санта Клаус» и его неканонический внешний вид плотно вошли в подсознание жителей Нью-Йорка. Газетные листики с сочинением раздавали детям, и они учили их на память, называя не иначе как «Визит Санта Клауса». Визит так визит – в католических странах почитали день преставления святого с 5 на 6 декабря, но не персонифицировали как языческий или сказочный персонаж. На Западе была и остаётся традиция выставлять свои башмаки и сапожки за порог, ожидая подарков от Николая, совершенно не видя его.

Тут дело в другом. Католический профессор Кларк Мур дал повод воспринимать святого несерьёзно. Эту идею подхватили художники. Если иллюстратор Таша Тюдор изображала Санту милым, то карикатурист Томас Наст, работавший в издании «Харпер Уикли», использовал образ Санта Клауса из книги Клемента Кларка Мура в серии своих политических карикатур. На рисунках Наста происходило постепенное изменение облика Санты от толстого пожилого эльфа в меховом костюме к более реалистичному и весёлому персонажу в полушубке. А красный цвет этот полушубок приобрёл благодаря издателю Луису Прангу, который выпустил в 1885 году поздравительную открытку, на которой был нарисован Санта Клаус в красном костюме. С тех пор Санта Клаус с ним не расставался.

Так начался поход выдуманного или гибридного гнома по всему культурному католическому миру, кое-где успешно вытесняя день памяти 6 декабря по григорианскому календарю – ближе к Новому году и католическому Рождеству.

Но были и остаются страны Европы, Америки, и Канада в том числе, где Николай стал материальным: в него начали переодеваться актёры и другие (как утверждают) достойные люди, одевая на себя одежды, имитирующие церковные – вплоть до митры и папского перстня.

И это отдельный вопрос к церковным богословам и специалистам по догматике: такое переодевание – допустимо или нет? Я не знаю ответа на этот вопрос. Если подумать – то что бы дети поверили, как бы допустимо… но с другой стороны, мне страшновато за этих актёров. Мне лично вспоминаются три случая.

Первый – это эпизод из рассказов Иоанна Мосха в его «Луге духовном» VI века. Когда дети, пася овец близ поселка Апомеи, задумали «поиграть» в Литургию и, приготовив всё необходимое, – не доиграли. Сошёл огонь с неба и попалил не только Литургические дары, но и сам камень, на котором они лежали. В рассказе указывается, что дети точно произносили слова необходимых в таком случае молитв – видимо, часто посещали храм и стояли на службах близко к священникам. Но от своего самовольного действа дети впали в психологический шок, из которого долго не могли выйти. Родители не могли их растормошить не один день, и тогда обратились к местному епископу. Выход из ситуации, когда без посвящения в чин и благословения маленькие человеки посягнули на Таинство, играя, он увидел только один: все трое мальчиков были отданы в монахи. А на месте случившегося основали монастырь, куда и определили трёх отроков.

К слову, в позднесредневековой Англии на День Святого Николая существовала традиция назначения «мальчика-епископа» на период вплоть до святок. В рамках празднования мальчишки разыгрывали роли священников и епископов, которые даже могли давать указы старшим. Ну, это не православная Англия. Я в их «монастырь» с нашим строгим уставом не пойду. Может, их-то и наказывать не за что – раз они не православные?

Второй случай – это когда Богородица наказала (после трёх настоятельных прошений) одного актёра из Финикии по имени Гиант, который Её изображал в театральных представлениях. Правда, в этой истории указано, что актёр богохульствовал, а не как-то почтительно интерпретировал образ. Но тем не менее, это уже дело современного священства и церкви – давать благословение на воплощение действительно солидными актёрами и мастерами своего дела великих церковных деятелей, обычных священников и святых на экранах и на сцене. Последний случай с «Иерей-Сан» оказался очень успешным. Но это вам не по улицам разгуливать, переодевшись в святого Николая. Всякое может случиться – как, например с Гиантом, изображающим Богородицу: его парализовало.

Третий случай – это всем известное стояние девушки Зои с иконой Николая Чудотворца, с которой она решила потанцевать при отсутствии напарника на вечеринке. Это было в 1955 году в городе Куйбышеве по улице Чкалова, 84. Она была жива, но стояла недвижима и рассказывала, что видит в загробном мире. Пока не явился святой Николай и не освободил Зою от паралича, после чего она исповедовалась, причастилась и умерла.

Но так (буквально) повезти достойно умереть, может не каждому работнику самодеятельности. Это лично моё ощущение: предложи мне одеться Дедом Морозом – соглашусь. Даже снеговиком соглашусь, даже бесплатно. Но святым Николаем – никогда. Лично для меня это кощунственно. Хотя, может, есть такие верующие или неверующие, которые или очень благоговеют или, во втором случае, – им всё равно, только б денег заработать.

И к этому рассуждению – четвёртый случай со святым московским Василием Блаженным. Он подарил бандиту, прикинувшемуся мёртвым, свою шубу с царского плеча, после чего собутыльники обнаружили товарища вора действительно мёртвым.

Я никого не стращаю, а делюсь лично своими ощущениями. В новых политических веяниях (повторяю: в Украине отказываются от Деда Мороза и Снегурочки как сугубо русских по национальности и продвигают образ переодетого «исконно украинского» Николая Чудотворца) – кто будет в Николая переодеваться? Вы можете точно сказать? Вы знаете этих людей? Какую жизнь они ведут? А вы знаете, как интерпретируют образы современных Морозов и Снегурочек на разных сомнительных сайтах? А вы не встречали согревшегося до определённого градуса Деда Мороза в новогоднюю ночь? В мирском плане мне совершенно всё равно, кто переодет в Мороза и Снегурку – это сказочные персонажи, персонифицирующие природные стихии. Как по мне, так лучше пусть по улицам и концертам ходят они, а не одетые в святых непонятно кто. Ибо кто одет в святого Николая – мне совсем не всё равно.

Также мне не всё равно, что в Греции более почитают 1 января Василия Великого, а не Санта Клауса – в него тоже переодеваются. Не в Санту – в святого Василия. И он тоже разносит подарки детям. Только мне интересно, как относится к этому греческое православное священство? Может, терпит такую традицию, а может, даже благословляет специальных подобранных людей? Я не знаю.

Но как христианин знаю только одно – святого не надо оживлять и наряжать в его же одежды. Святой, любой, и так жив. Живее всех живых и в единственном экземпляре – достаточно церковной службы, на которой святых просят о покровительстве, помощи и ходатайстве перед Богом.

А по улицам пусть ходят Морозы, Снегурочки и Клаусы – я не против природных персонификаций с положительной энергетикой.

Между прочим, «исследователи» и «научные работники» говорят, что Санта Клаус и святой Николай – одно и то же лицо. Не одно и то же – об этом уже сказано выше, как вообще появился этот Клаус. Точно так же и Дед Мороз и Клаус тоже совсем разные персонажи – по форме одежды, поведению и выполняемым функциям. Клаус – это курящий гном, с плохим зрением, в очках и с эльфами, а Мороз – особа царская и физически здоровая.

В любом случае в этом году, воплощая прошлогодний указ мэра Киева Кличко о запрете Мороза, на открытии новогодней ёлки в Киеве, которую приурочили как раз к 19 декабря – Дню памяти святого Николая, на сцене уже стоял и ёлку «зажигал» переодетый в святого человек. И в данном конкретном случае, защищая Деда и Снегурку, я буду идти путём тезиса: «Платон мне друг, но истина дороже». Иначе – почему я как христианин на стороне природного Мороза и такой же природной Снегурки как явления.

Политика

Против кого дружат многие украинские и не только разные организации и партии. Например, почему при запрете Кличком Мороза ещё в 2014 году не взбунтовались организации и партии украинских язычников? Ведь это против одного из их идолов, можно сказать, пошёл боксёр. Не знаю, хватит ли у них смелости и знаний поспорить со мной. У них у самих путаница. И одним Даждьбогом и Перуном у них всё не ограничивается. По факту – язычники, которые регулярно собираются поклоняться Солнцу или Перуну рядом с Десятинным монастырём и фундаментом Десятинной церкви, язычники, которые спилили там крест и неоднократно жгли сам небольшой монастырский храм, – молчат, когда так унизительно, на высшем уровне уничтожают хозяина панславянской прародительской зимы?

Наоборот, многие мои знакомые как в России, так и в Украине в один голос возмущаются, что в Украине политические шовинисты преследуют по национальному признаку сугубо русский зимний символ.

Но, повторяю: конкретно Морозко, Морозец, Морозенко (украинский вариант), Трескун и как там его называют на других языках – а в конечном итоге Дед Мороз не является сугубо русским изобретением и персонажем. Это не только общеславянская персонификация, но и собственность народов Евразии и Севера – от Запада до Востока. Он – общий. Из этого он – и как причина, и как следствие в одном лице – шествует по земле в свой сезон. Вернее, по определённому её поясу и параллелям.

Потому, хотя изгоняют сегодня Деда Мороза и его друзей не только в Украине, но и в других морозных регионах, уделять буду внимание только тем, где в самом деле морозно и где в самом деле – прогоняют. Начали выступать против ёлки и немецкого Мароза (Вайнахтсмана) сами немцы. Удивительно, потому что ёлка приехала к нам в Восточную Евразию как раз из Германии во времена Петра І. Выступает против католический священник Доменик Маеринг из Кёльна. Но руководствуется совершенно нерелигиозными аргументами. Ему не нравится, что это рекламный персонаж, которого используют бизнесмены для прибыли на Рождество. Доменика волнует сугубо денежный формат, а что Мороз – персонаж многовековых языческих культов его же народа, он забыл. Прибыль превыше всего, считает он и кивает на Австрию: «В Австрии, например, уже больше почти нет Дедов Морозов, даже шоколадных нет на витринах, лишь Святые Николаи. В Германии же засилье Дедов Морозов, их слишком много. Ничего, мы это исправим», – говорит Доминик. Улавливаете мысль? Шоколадных и других Морозов можно просто так продавать, а вот шоколадных (!!!) Николаев – тоже можно, и даже съесть Николая можно, только получив разрешение католической церкви.

Ещё отдельные голоса слышны в парламентах Литвы и Латвии, но в целом эти страны, как вся католическая Европа, такой ерундой, как Украина, не страдают. А именно – не противопоставляют у себя в социуме Николая местным Морозам или ёлочным дедам. Для самих католиков Николай уже давно стал ритуалом даже в тех городах, где он считается покровителем. Не могу всех под одну гребёнку ровнять, однако само празднование с переодеванием более стало мирской западной традицией ещё одного выходного. Да и в целом только частично униаты и греко-католики сохраняют воспоминание святого, приблизительно аналогичное православному. А в самом литургическом календаре католической церкви памяти святого Николая Чудотворца нет. Он как бы понижен в ранге католических святых истинно церковного литургического и молитвенного почитания. Сегодня на Западе 6 декабря – это Второе Воскресение Адвента, но не день Николая. А вот на улицах европейских городов, в период ещё продолжающегося католического поста, начинается Николаевский карнавал с переодетыми в святого актёрами или неактёрами.

Может, в этом весь секрет – в мирских традициях быть поближе к Европе. Сохраняя временное приличие, в Украине начинают заменять местного украинского Мороза как персонажа, на переодетого непонятно кого в Николая. Только на 19 декабря. Когда День памяти отмечает Православная церковь. Ну и что, что 19-е? Главное – для начала сместить акценты с церковной молитвы на карнавальное отношение. Только Турчинов как формальный протестант всё испортил – не выдержал и заявил, что надо переходить на официальное празднование Рождества в Украине по Григорианскому календарю 25 декабря. Такое заявление грамотно было бы сделать через пару лет – пусть украинцы хотя бы от Мороза со Снегурочкой отвыкнут – тогда, глядишь, и католицизм с сопровождающими его лицами можно будет внедрять на государственном уровне.

А результатом такой торопливости всегда есть проигрыш. Поторопился Корчинский со своим братством ещё в 2012 году на 19 декабря повесить на киевском мосту большие чучела Мороза и Снегурочки с надписью «Они хотели заменить нам святого Николая». С какой стати? Николая 19 декабря, а мороз приходит когда хочет, но под Новый год – точно. И результат – никто не испугался, особенно Деды Морозы. Даже сейчас в районах Киева местные администрации под открытым небом устраивают «Ёлки» для детей с этими классическими персонажами.

Но радикалы не унимаются – и называют предателями Украины всех, кто делает подарки от Мороза. Это наводит на мысль: а почему националисты не проводят действительную просветительскую работу с населением, не рассказывают, когда «появился» Мороз в местной культуре. Действительно – во времена СССР. Но потому и не объясняют, что если начать копаться – а копаться заинтересованные люди начнут, – то докопаются до факта, что в СССР Мороз был не «основан», а реанимирован как сугубо языческий народный персонаж, причём пришедший с территорий бывшей дохристианской Киевской Руси.

Как видим, в Украине всё с опозданием: освещение событий на Юго-Востоке – с опозданием от российского ТВ на год. Опоздание с провозглашением Киева – Украиной-Русью (в смысле настоящей Русью), а Россию – Московией – вообще с опозданием на десятилетия. Интересно, как долго украинская пропаганда будет прозревать, что Корчинский вешал национального украинского повелителя холодов и украинскую царевну замёрзших рек? А конкретно – персонифицированный погодный персонаж восточнославянской низшей мифологии. Его прообразами можно считать и Велеса, и повелителя плохой погоды, ветров и снегов – Позвизда. Кстати, в далёкой от славянского Киева Фландрии лошадь местного Деда Мороза так и зовут: Slecht Weer Vandaag – «Плохая Погода Сегодня», что действительно доказывает вездесущность Мороза и однообразие отношения разных народов к воплощению погодных явлений. Так вот, идолы Велеса с Позвиздом стояли ещё до крещения Киева князем Владимиром. А Дедом Мороз называется как дух прародителей, которых всегда зазывали к столу: «Морозе-морозенко, іди до нас кутю їсти, а коли не йдеш, то й на Петрівку не приходь». Вместе с ним украинцы звали и медведя, и волка, и метель. Ладно, украинская власть резко отвернулась от языческо-коммунистических сказочных персонажей – тогда почему не запрещают Хэллоуин?

Конкретно хочу обратиться к заботливым родителям Ивано-Франковска: вы написали в горуправление заявление с просьбой отменить Деда Мороза и Снегурочку на детских новогодних утренниках. А как же вы забыли про тот же Хэллоуин, про ЛГБТ и т.д. и т.п.? Почему забыли про исконно украинские языческие Маланку, Коледу и других сотоварищей, которые по своему религиозному направлению идут вразрез с Николаем Чудотворцем и его каноническими принципами, за которые он, между прочим, и в ланиту заехал на Никейском соборе?

И потом – ответьте мне, верующие украинские патриоты и националисты: как отнесутся к вашим нападкам и поведению сам Николай с повешенными оппонентами и тот же Георгий Победоносец – которого вы автоматически называете колорадом? Ведь насилие и обзывательство – не канон в православии. Грех, если честно. Да и в католицизме и в других христианских конфессиях.

Ну ладно – это вы так ратуете против языческого русского коммуниста Деда Мороза. И тут самое интересное: никто не защищает Мороза – ни коммунисты, ни язычники. Одни просто русские. Вдумайтесь – и тут русские защищают в вашем национальном сознании вашего же национального языческого персонажа.

Но, если всё-таки следовать заявленной конструкции изложения, Мороз – он приходит не только в Украину или Россию, а и в страны определённой географической полосы. Морозы приходят в Таджикистан, Узбекистан, Киргизию. Там бывает и до минус 10 и ниже. Но доходящие слухи о запрете Деда Мороза и Снегурки и там, как антиисламских и ненациональных, требуют совсем другого подхода специалистов в отдельно этих религиях.

С Украиной ясно три основополагающие цели.

Насадить Григорианский календарь во всеобщем государственном праздновании христианских праздников, а православию на Украине придать формат секты – предложение праздновать 25 декабря на государственном уровне. Эту идею Турчинова проговорили множество раз на различных телеканалах представители разных националистических партий. Насадить в сознание украинского народа, что каждый может нарядиться святым и даже заработать на этом деньги. А значит, насадить мысль о допущении нивелирования благоговейного отношения к святому вообще. А именно – святотатство и поругание. Проложить пропасть между общими (для украинцев и русских) как языческими персонажами, так и сказочными. И в конце концов – христианскими святыми. А именно – отформатировать в подсознании как бы двух разных Николаев. Начав с Рождества – не 7 января, а 25 декабря и закончив – в нашем случае – святым Николаем: не 19 декабря, а 6 декабря. И конечно, сделать из этого не церковную службу, а карнавал для зарабатывания денег.

Что бы посоветовал я? Вести переговоры со всеми балканскими православными странами о возврате на Юлианский календарь хотя бы в церковном формате. А украинцам хочу напомнить: нельзя вешать – даже чучела и так отказываться от своих давних традиций. Получается, что, прогоняя Мороза и Снегурочку, вы просто зазываете на свою и без того уже экономически уничтоженную Родину голод, неурожай и злыдни. Смотрите, не злите ни Мороза – повешением, ни Николая – надругательством. А то будут вам такие февральские окна*, которые можно запомнить надолго – если выживешь.

*Февральские окна – природное явление, характерное для южных регионов европейской части СНГ и аномальное для средней полосы. Это сильная февральская оттепель на несколько дней, после которой наступают ещё более сильные морозы, убивающие весенние побеги и последующее развитие плодоношения и урожайности земель.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Дед Мороз известен славянам с глубокой древности. Однако его нынешний образ кардинально отличается от того, кем этот волшебник был много столетий назад. Да и с его внучкой Снегурочкой не все просто. Постараемся рассказать вам всю правду.

Сколько лет Деду Морозу? Откуда он появился? Однозначно на эти вопросы ответить невозможно, ведь таким, каким мы привыкли его видеть: веселым, щедрым, с мешком подарков и способностью творить добрые волшебства, – он стал не сразу. Путь зимнего волшебника к нам был очень долгим. Существует несколько версий происхождения Деда Мороза.

Первая версия происхождения Деда Мороза

В. М. Васнецов Дед Мороз

Прообраз нынешнего Деда Мороза существовал еще у древних славян, однако он лишь отдаленно напоминает нынешнего, всеми любимого новогоднего гостя. Звали тогдашнего повелителя снега и зимы то Морок, то Мороз, и был он совсем не добрым. Очень боялись его славяне. И не зря, ведь имел Мороз злой нрав и мог принести большие беды. К примеру, скует все холодом, а снега не даст – вымерзнут озимые. А отсутствие хлеба – это голод, болезни и смерть. Или может прийти весной, когда все дружно зазеленеет, – и снова погубит урожай.

Мороз не был похож на нынешнего Деда Мороза не только отношением к людям, но и внешне. Если нынешний Мороз – крепкий старик с красным (от мороза) носом, то у наших предков он был сухим седым старичком, который бегает с посохом по полям, по лесам, превращает все, что видит, в лед и засыпает землю снегом. Одет он в льняную рубаху, на ногах – лапти.

Существовал у восточных славян еще один бог зимы, морозов и тьмы – бог Карачун. Добротой он тоже не славился. Зимой, когда Карачун насылал на землю лютые морозы, часто гибли и домашний скот, и люди – никого не жалел свирепый старик!

Седобородый Карачун был одет в кафтан синего цвета, отороченный белым мехом, и держал в руках посох. Ударит он посохом по земле – и начинают трещать такие морозы, что вся жизнь на земле останавливается и замирает на время.

Вторая версия происхождения Деда Мороза

Кадр из фильма Морозко

В 1840 году появился еще один предшественник Деда Мороза. Произошло это благодаря писателю В. Одоевскому, который создал сказку «Мороз Иванович». Главный герой сказки еще не щедрый и добрый Дед Мороз, но уже и не злой и беспощадный Карачун.

Жил он в ледяной стране, попасть в которую можно было только через колодец, спал на перине из снега. Детей, которые приходили к нему и хорошо справлялись со своими обязанностями, он награждал, ленивых – гнал прочь.

Чуть позже, во второй половине XIX столетия, были попытки найти рождественского волшебника, который бы, как Санта Клаус на Западе, дарил подарки русским детям. Выбор пал на святого Николая Чудотворца. Он и при жизни много помогал людям, поэтому как никто подходил для этого. «Дедушка Николай» ходил по домам и раздавал детям подарки. Однако такая традиция в России не прижилась.

В 80-х годах XIX века благодаря собирателю фольклора А. Афанасьеву широкую известность получила сказка «Морозко». Ее главный герой – справедливый и добрый старик – уже во многом похож на современного Деда Мороза.

Третья версия происхождения Деда Мороза

Тот Дед Мороз, к которому мы так привыкли, воплотивший в себе лучшие черты Николая Угодника и Морозко, появился в начале XX века. С тех пор на Новый год к детям стал приходить добрый Дедушка, который всегда выполнял их самые сокровенные желания.

Однако в Стране Советов к подобной традиции отнеслись не очень дружелюбно. И в 1929 году, после всевозможных гонений, и Дед Мороз, и все обычаи, связанные с Рождеством и Новым годом, были окончательно запрещены.

Лишь в конце 1935 года решили вернуть детям новогодний праздник вместе с елкой. Одновременно с лесной красавицей на утренники вернулся и Дед Мороз. Причем появился он не сам, а со своей внучкой и помощницей Снегурочкой. Первая елка с любимыми героями прошла в Доме Союзов в Москве в январе 1937 года, и с тех пор каждый Новый год мы встречаем вместе с ними.

Наряд Деда Мороза с тех пор принципиально не изменился: красная или синяя шуба, отороченная белым мехом, красные сапоги (в сильные морозы он их меняет на белые, расшитые серебром валенки), рукавицы с вышитыми на них снежинками и, конечно, посох. Любой ребенок знает, что без посоха новогодняя елка никогда не загорится.

Теперь к Деду Морозу за подарками никто не приходит – он сам их приносит в большом красном мешке. А заказать подарки очень просто: нужно лишь написать письмо и отправить его в резиденцию Деда Мороза в Великий Устюг.

Кем Снегурочка приходится Деду Морозу

Снегурочка не всегда находилась рядом с Дедом Морозом, да и внучкой она тоже была не всегда. Во всех сказках о Морозе Снегурочки не было. Однако девочка, которая была слеплена из снега, а потом растаяла, в фольклоре существовала. «Соединил» их в одном месте драматург Н. Островский, который создал в 1873 году пьесу «Снегурочка». Но Снегурочка в пьесе была Деду Морозу не внучкой, а дочкой. Мы знаем даже, кто был женой Мороза и, следовательно, мамой Снегурочки – Весна-Красна. Через 9 лет композитор Н. Римский-Корсаков поставил по пьесе оперу, которая имела большой успех. С тех самых пор Снегурочка начала появляться на детских утренниках, правда, вначале не в роли помощницы Деда Мороза, а просто как персонаж.

Впервые в ее сопровождении главный новогодний волшебник появился во время празднования Нового 1937 года. Однако тогда Снегурочку по какой-то причине из дочки «сделали» внучкой: то ли текст Островского забыли, то ли из-за большой разницы в возрасте между Дедом Морозом и его спутницей. Так с тех пор девочка в голубой шубке с мехом и считается дедморозовской внучкой.

Надеемся, что Дед Мороз вместе со Снегурочкой еще много столетий будут радовать детей своим появлением и создавать новогоднее настроение несмотря ни на что.

Дед Мороз существует И даже (с переменным успехом) пытается делать деньги на новогодней сказке. Репортаж Ильи Жегулева

Фото: Михаил Киреев / Sputnik / Scanpix / LETA

Официальный Дед Мороз в России существует почти столько же лет, сколько находится у власти Владимир Путин. Главный российский новогодний волшебник живет в Великом Устюге, где расположены сразу несколько связанных с ним музеев и культурных институций, и регулярно ездит по стране с рабочими поездками — причем в последние годы делает это на деньги, заработанные собственными рукавицами. Илья Жегулев отправился в Великий Устюг, чтобы узнать, как устроен бизнес Деда Мороза, как Дед решал проблемы с Русской православной церковью, при чем тут Лужков — и почему в последнее время волшебник почти перестал отвечать на письма.

Человека, приехавшего в гости к новогодней сказке, в резиденции Деда Мороза под Великим Устюгом встречают турникеты. Одни стоят на входе; другие охраняют путь на отходящую вправо дорожку с вывеской «Тропа сказок»; третьи поджидают посетителя у дверей терема Деда Мороза — двухэтажного деревянного коттеджа в старорусском стиле. Внутри терема — Любовь Якимова, пресс-секретарь, отвечающая за коммуникации волшебника с внешним миром вот уже почти 20 лет, с тех пор как Дед Мороз прописался на северо-востоке Вологодской области.

«А вот здесь мы сменили мебель. Что особенно интересно — этот стул делал сам Дед Мороз», — рассказывает Якимова, проводя экскурсию по дому, и в ответ на недоуменный вопрос дополнительно поясняет 37-летнему корреспонденту «Медузы», указывая на маленькую избушку для проведения столярных мастер-классов за окном: «Сам Дед Мороз в этой мастерской выпилил себе стул и стол».

Несмотря на плотницкие успехи Деда Мороза, в гостиной, где он принимает посетителей, присесть некуда — мужчина двухметрового роста в расшитом красном кафтане и с белой бородой до пупа принимает гостей стоя и ни на секунду не выходит из образа. «Россия-матушка — большая страна, и едва хватает времени для того, чтобы в предновогоднюю пору всех объехать, — объясняет он тот факт, что у него стало меньше зарубежных командировок. — А уж за границей подождут, у них и свой есть. Брат у меня Санта-Клаус пусть тоже справляется как-то. А то привык — сидит возле камина да трубку курит». Волшебник утверждает, что есть у него и паспорт на имя Деда Мороза, — правда, за подтверждением предлагает обратиться к пресс-секретарю: «Я у нее и документы держу».

Сказку в автономном учреждении культуры Вологодской области «Культурно-просветительский центр „Дом Деда Мороза“» старательно оберегают. Идея прописать главного новогоднего героя в Великом Устюге родилась в конце 1990-х, и с тех пор великоустюжский Дед за явным преимуществом победил все остальные региональные проекты по внедрению сказки в российскую действительность — Кострому со Снегурочкой, Кировскую область с Кикиморой, Якутию с Чысхааном и так далее. Он выступает судьей на конкурсах доморощенных Дедов Морозов; встречается с чиновниками и принимает у себя президента; его тур по городам России освещают в новостях федеральные телеканалы.

Этот успех обошелся государству в два миллиарда рублей, вложенных в проект бюджетами всех уровней, и полностью преобразил Великий Устюг: теперь город почти целиком устроен вокруг своего сказочного жителя. В 15 километрах от Устюга построена его большая резиденция; в самом городе — еще одна резиденция масштабом поменьше, отдельное здание Почты Деда Мороза, а также отдельный Дом моды Деда Мороза. И при всех государственных влияниях в последние годы все они существуют на самообеспечении.

Внимание! Если вы и так знаете, что Дед Мороз — настоящий, лучше не читайте текст, а посмотрите, какое трогательное письмо ему написал Бенедикт Камбербэтч.

Сказка в бывшем пионерлагере

В Великом Устюге исторически были все предпосылки для длинных бород и мифогенного патриотизма. Благодаря своему выгодному местоположению — город располагался на пересечении торговых путей с юга к Белому морю — в XVI веке в Устюге был один из главных пушных рынков страны; фактически здесь находилась северная столица русского купечества — благодаря чему, видимо, Иван Грозный включил его на несколько лет в список «опричных» городов, кормивших государя и его людей (именно тогда просто Устюг стал Великим).

Впрочем, с приходом Петра I и строительством Санкт-Петербурга город стал увядать — а его прежде выгодная география превратилась в недостаток. Даже в XX веке Великий Устюг десятилетиями был почти отрезан от цивилизации. «До начала 1980-х автомобильного сообщения не было, пользовались авиационным транспортом», — вспоминает начальник департамента культуры и туризма Вологодской области Владимир Осиповский.

Местный лесопромышленник Сергей Петряшов, который одним из первых в городе начал заниматься частным бизнесом и возил в Устюг продукты в начале 1990-х, рассказывает, что в те годы 450-километровая дорога в город из Вологды представляла собой бетонку, местами прерывавшуюся бездорожьем, которое можно было преодолеть только на тракторе. В лучшем случае дорога из областного центра отнимала десять часов; часто приходилось добираться по реке.

80% территории Великоустюгского района до сих пор состоит из непроходимых лесов — и именно лес здесь является одним из главных работодателей: даже зимой на улицах города лесовозов больше, чем экскурсионных автобусов с детьми. Крупнейшее городское предприятие, фанерный комбинат «Свеза Новатор», принадлежит миллиардеру Алексею Мордашову — самому богатому человеку в России по версии агентства «Блумберг». Другой основной местный завод, Новаторский лесоперерабатывающий комплекс, занимающийся заготовкой и переработкой дерева, удалось оставить у себя местному человеку — его возглавляет выходец из «красных директоров» Владимир Кадомкин, крепкий мужчина, которого коллеги называют «человеком с рабоче-крестьянской косточкой».

Именно Кадомкин привел в Великий Устюг еще одного крупного работодателя — Деда Мороза. 20 лет назад он думал о том, как повысить заселяемость принадлежащей ему турбазы неподалеку от Устюга, — и у него возникла идея поселить там новогоднего волшебника. Поначалу для него просто построили отдельный коттедж, из которого Дед Мороз выходил к группам детей, приезжавших к его резиденции на праздники, — но все изменил визит Кадомкина в Москву в составе делегации от Великоустюгского района. Великий Устюг, основанный в один год с Москвой, справлял в 1997-м свое 850-летие — и в связи с этим города решили побрататься. Во время встречи с тогдашним московским мэром Москвы Юрием Лужковым Кадомкин произнес пламенную речь о том, что Деда Мороза в России начали забывать, подменив его заграничным Санта-Клаусом, а заодно расписал преимущества родного города как туристического центра: от заповедной природы до старой купеческой застройки.

Праздничный выезд Санта-Клауса и Деда Мороза на улицы Великого Устюга. 24 октября 2000 года Фото: Алексей Куденко / «Коммерсантъ»

Лужков запомнил это выступление. На следующий год в Великом Устюге случилось наводнение, и Москва решила поддержать побратима деньгами: на деньги из столичного бюджета в Устюге заново отстроили разрушенную школу. Открывать гимназию на 620 учеников мэр Москвы в 1999-м приехал лично, захватив с собой всех заместителей и даже режиссера Станислава Говорухина. Лужков тогда был на пике своей политической карьеры: он был одним из лидеров мощного оппозиционного блока «Отечество — вся Россия», активно работавшего с региональными властями; ему на верность один за другим присягали губернаторы, включая главу Вологодской области Вячеслава Позгалева. 30 августа 1999 года, когда Лужков и его люди приехали в Великий Устюг, его партия считалась одним из главных претендентов на победу в грядущих парламентских выборах — тогда как Владимир Путин находился на посту премьер-министра и официального преемника Бориса Ельцина всего три недели. Добавить в свое резюме еще и возвращение россиянам любимой новогодней сказки было политически выигрышным ходом — и Лужков им умело воспользовался.

По словам самого Лужкова, Устюг привлек его именно своей нетронутой патриархальностью. «Это город, который обошла железная дорога: когда ее хотели построить, местные купцы взбунтовались, — объясняет бывший мэр „Медузе“. — Славянофильский, не тронутый временем и промышленной цивилизацией город, где сохранились старинные постройки, церкви и самое главное — красота природы и уклад жизни. Дремучие леса, реки, великолепные пасеки — когда мы приехали и увидели все это, стало ясно, где родина российского Деда Мороза». (В действительности многие купцы выступали за железную дорогу.)

Мэр Москвы Юрий Лужков встречает официального Деда Мороза (и Снегурочку) на Тверской площади в Москве. 27 декабря 2003 года Фото: Михаил Галустов / ТАСС

Заручившись поддержкой Москвы, Кадомкин отдал под вотчину Деда Мороза всю территорию принадлежавшего ему бывшего пионерлагеря — и к приезду Лужкова уже подготовил проект терема Деда Мороза. Выслушав архитектора, мэр Москвы строго спросил, когда здание будет закончено, — на что замгубернатора области Алексей Плеханов ответил обещанием построить его к Новому году. Плеханов и стал основным куратором проекта «Дед Мороз» от Вологодской области — от Москвы же им занималась Людмила Швецова, первый заместитель мэра по социальной политике.

Дед Мороз, патриарх и Путин

Терем Деда Мороза — большой бревенчатый особняк с резными украшениями — действительно построили в авральном режиме за несколько месяцев. Как вспоминает Кадомкин, возводить его приходилось на собственные средства — никаких бюджетных средств Деду Морозу к тому времени еще не выделили, и потому рабочие принадлежащего Кадомкину «Новаторского ЛПК» трудились без зарплат и выходных, фактически в долг. Материалы для строительства брали на военном лесозаводе № 21, переживавшем тогда не самые легкие времена. «Вокруг ходили толпами люди с россыпью перстней на пальцах и требовали исполнять заказы, а тут мы со своим Дедом Морозом», — вспоминает Кадомкин.

Тем не менее к Новому, 2000 году здание было готово. Перед самым праздником Борис Ельцин ушел в отставку — Владимир Путин стал исполнять обязанности президента, блок «Отечество — вся Россия» лишился оппозиционного статуса, а Дед Мороз так и остался параллельным проектом Вологодской области и Москвы.

Резиденция Деда Мороза в Вологодской области Фото: Сергей Андреев / Интерпресс / ТАСС

По словам Лужкова, именно столичный бюджет давал основные деньги «на развитие» Деда Мороза. По официальным данным, ситуация несколько иная: за первые десять лет 200 миллионов рублей вложила Москва, чуть больше, 276 миллионов, — федеральный бюджет, а остальное — областной бюджет и спонсоры с инвесторами. В общей сложности за всю историю существования всероссийского государственного Деда Мороза, по словам начальника отдела туризма и межрегиональных связей Великоустюгского района Натальи Боринской, в него было вложено около трех миллиардов рублей, из которых две трети — бюджетные средства.

Москва, впрочем, дала Деду Морозу не только деньги, но и репутацию — именно благодаря администрации Лужкова Великий Устюг утвердил себя в звании родины хозяина Нового года. Были на этот пост и другие претенденты — Архангельская область и Мурманская, — но их в столице не поддержали. Зато Дед Мороз из Великого Устюга стал регулярно бывать в Москве с официальными визитами, проводить встречи с Санта-Клаусом и даже принимать у себя в вотчине послов других государств. Роль Деда Мороза тогда играл театральный актер Дмитрий Назаров, позднее получивший широкую известность как ведущий телешоу «Кулинарный поединок». «Потрясающий артист, — восхищается Лужков. — Он не то что выучивал роли, а постоянно импровизировал».

Как рассказывает работодатель Назарова Кадомкин, именно актеру пришлось лично решать ситуацию с Русской православной церковью, которая с подозрением относилась к исконно языческому персонажу Деду Морозу. По словам великоустюгского предпринимателя, Людмила Швецова договорилась с тогдашним патриархом Алексием II о тайной аудиенции для Деда Мороза — без журналистов, посоха, бороды и костюма. Назаров приехал к Алексию в штатском — и сумел получить от него благословение: патриарх счел, что Дед Мороз все равно лучше, чем зарубежный Санта-Клаус (хотя тот и построен на образе христианского святого). «После этой встречи церковь перестала вспоминать про язычество, — рассказывает Кадомкин. — Так что патриарх тоже приложил руку к развитию проекта». Сам Назаров отказался комментировать «Медузе» свою встречу с покойным патриархом — и вообще свою работу Дедом Морозом.

Президент России Владимир Путин посещает резиденцию Деда Мороза. 7 января 2008 года Фото: Дмитрий Азаров / «Коммерсантъ»

Апофеозом политического успеха великоустюгского Деда Мороза оказался визит Владимира Путина в его вотчину на Рождество в 2008 году. Для президента роль волшебника исполнял уже помощник замгубернатора, Олег Памятов, который в обычной жизни помогал Плеханову курировать проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза», а по торжественным случаям и сам играл роль Деда (в итоге Памятов переквалифицировался из чиновников в артисты и сейчас работает в Вологде актером и ведущим мероприятий; комментировать дед-морозовское прошлое «Медузе» он также отказался). С Путиным его оставили наедине: волшебник показал улыбчивому президенту свой терем, а под конец встречи Путин поднял одну из девочек, встречавших его на выходе, и поцеловал в щеку.

В октябре 2010 года президент Дмитрий Медведев освободил от обязанностей мэра Москвы Юрия Лужкова. Еще через год после провального результата «Единой России» на выборах в Госдуму в Вологодской области Позгалев сложил полномочия губернатора. Так проект великоустюгского Деда Мороза потерял сразу двух высокопоставленных защитников.

Сам Дед Мороз, впрочем, за эти годы не изменился. Житель Великого Устюга Андрей Балин и при более высокопоставленных коллегах служил Дедом Морозом в ежедневном режиме, принимая гостей в резиденции, а после ухода более высокопоставленных коллег начал играть главную роль. Как рассказывается на сайте департамента кадровой политики и государственной службы Вологодской области, Балин представлял проект и в России, и за рубежом, в частности работал в сочинской резиденции Деда Мороза.

Актерского образования у Балина нет — по одним данным, он окончил местный техникум по специальности электромонтер-водитель; по другим, получил образование зоотехника. Уточнение обстоятельств личной жизни Деда Мороза осложняется тем, что пресс-секретарь категорически опровергает само существование Балина (а также Назарова и Памятова): по ее словам, Дед Мороз — настоящий.

Предпринимательский педсовет

К городской резиденции Деда Мороза в центре Великого Устюга ведет предбанник, похожий на прихожую районного детского сада: женщина за стойкой с вахтерской строгостью интересуется, зачем пришел посетитель. Навстречу выходит фея — одетая в голубой праздничный кафтан женщина за сорок, которая проводит для меня экскурсию по комнатам, интерьер которых напоминает провинциальные этнографические музеи.

В прихожей на лавочке сидит тряпичная Баба-яга — какое отношение она имеет к Деду Морозу, неясно, зато про сказку и сшита верящим в волшебника ребенком. Дальше в комнатах — сундук с записками, очередной трон Деда Мороза, несколько костюмов и живая инсталляция: пожилая работница на электрической швейной машинке строчит для хозяина рукавицы. «Вам фея больше не нужна?» — интересуется провожатая и исчезает: к резиденции привезли очередную экскурсионную группу.

Этот дом — не только музей, но и офис: здесь располагается акционерное общество «Дед Мороз», самая мощная и влиятельная туристическая компания в регионе. «80% туристов и доходов по городу — их», — признает чиновник Боринская. Директор АО — Татьяна Муромцева, крепкая хозяйственница с железной хваткой, которая управляет компанией уже 14 лет; и хотя фактически «Дед Мороз» находится в государственной собственности (58% компании принадлежит области; остальное — у района), многие здесь относятся к ней как к собственнице и почти монополистке.

Татьяна Муромцева, директор АО «Дед Мороз» Фото: Илья Жегулев / «Медуза»

Когда-то Муромцева работала учителем, а потом и завучем по воспитательной работе одной из школ Великого Устюга. Как председатель райкома профсоюзов работников образования, Муромцева даже ездила в конце 1990-х к тогдашнему первому вице-премьеру по социальным вопросам Валентине Матвиенко в Белый дом — отстаивать права местных учителей на зарплату. Как рассказывает «Медузе» сама Муромцева, поездка оказалась удачной — долги правительство перед учителями погасило.

Видимо, почуяв в Муромцевой административный талант, местные власти в 2002-м передали ей в управление АО «Дед Мороз» — и, похоже, не ошиблись: сейчас под управлением компании три гостиницы, две из которых расположены прямо на территории вотчины Деда Мороза, один детский лагерь, своя Академия Деда Мороза (готовит персонал для работы с детьми) и несколько кафе. Для маленького района с населением в 30 тысяч человек это огромный холдинг. По словам Боринской, Муромцева обладает неуемной энергией и сама похожа на сказочного персонажа: «У нее три руки, три ноги и пять голов. Хоть, конечно, она не сама строила эти гостиницы, положиться больше не на кого».

Другого мнения придерживается предшественница Муромцевой на посту директора «Деда Мороза», еще одна бывшая учительница (русского языка и литературы) Татьяна Удачина, возглавлявшая компанию в начале 2000-х. Тогда у АО была другая структура собственности: контролировал его все тот же Кадомкин, а еще четверть принадлежала правительству Москвы, по инициативе которого фирма и была создана — чтобы было кому на месте управляться с туристами, присланными из столицы специальными чартерными поездами. Потом Кадомкин подарил Москве еще 24% компании — а остальное, по его словам, забрала у него область. «Технология всем известна, — объясняет Кадомкин. — Они внесли дополнительное имущество, их доля становится контрольной, а ты там становишься никем». (Сейчас доля предпринимателя в «Деде Морозе» составляет 0,04%.)

Удачина, покинув госкомпанию, решила создать собственную турфирму «Устюг туро» — однако, по ее словам, натолкнулась на сопротивление властей, плохо относившихся к конкурентам из частного бизнеса. Осенью 2002 года бывшую учительницу даже выгнали с туристической выставки в «Олимпийском», куда ее позвал один чиновник. «Меня завотдела культуры и туризма в буквальном смысле вытолкнул, сказав: „Татьяна Витальевна, идите отсюда, кто вас пригласил — ничего не знаю. Вы тут не платили ни за что“, — рассказывает Удачина. — Остальных, кто решился создать свои фирмы и тоже хотел поучаствовать, просто не пустили. Им хотелось АО „Дед Мороз“ продвигать, чтобы была только одна турфирма».

Бороться с монополией АО «Дед Мороз» Удачина продолжает все это время — и недавно ей даже удалось победить. В 2013 году, после того как Позгалев ушел с поста губернатора, новое областное начальство решило разобраться с активами в Великом Устюге и попробовать на них заработать. К тому времени вотчина Деда Мороза состояла из двух частей. Первая была на землях Кадомкина, а вторая принадлежала муниципалитету и была отдана в пользование областному культурному учреждению «Дом Деда Мороза». Объединить два субъекта, хозяйствующих на одной территории, поначалу решили с помощью АО «Дед Мороз», которое по задумке властей должно было заниматься продажей билетов и распределением доходов по собственникам. Однако это возмутило участников рынка. «Взбунтовались наши туристические предприятия, — рассказывает Боринская. — У Татьяны Павловны земли нет, только турфирма — на каком основании тогда именно она продает билеты?»

Удачина и ее коллеги посчитали, что из-за нового посредника входной билет в вотчину подорожал на 144 рубля (больше чем на 10%). Предпринимательница сначала в интернет выложила петицию, а потом обратилась к коллегам, чтобы совместно обратиться в антимонопольный комитет и прокуратуру: у бывшей учительницы литературы Елены Белозеровой, бывшей учительницы истории Валентины Тепляковой и бывшей сотрудницы Великоустюгского политехнического техникума Татьяной Шильцевой есть свои турфирмы, специализирующиеся на организации поездок к Деду Морозу. Их действия возымели эффект: через год кассы у Муромцевой забрали, хотя билеты обратно не подешевели. Теперь ими занимается Вера Воробьева, опять же бывшая учительница (на этот раз музыки) и еще один ветеран проекта «Дед Мороз» — на разных должностях развитием объектов вотчины она занимается уже почти 15 лет.

Именно Воробьева придумывает самые разнообразные новые туристические услуги, связанные с Дедом Морозом, а вместе с ними — новые источники заработка: тропа сказок, кузница, столярная мастерская — все это ее проекты. Отдельная гордость Воробьевой — Дом моды Деда Мороза, расположенный уже за территорией вотчины, в самом Великом Устюге — отдельный туристический объект, где в режиме реального времени на глазах у туристов шьется вся одежда для волшебника и его помощников, а также проводятся лекции о допетровской моде.

По словам Воробьевой, ничего удивительного в том, что всем руководят бывшие преподаватели, нет. Готовых специалистов по маркетингу в Великом Устюге в конце 1990-х взять было просто неоткуда — зато в результате российский Дед Мороз получился с сильным уклоном в просветительство.

Сказочная почта

В декабре Роскомнадзор неожиданно выпустил распоряжение, в котором установил форму письма Деда Морозу. На сайте предлагалось скачать и распечатать уже готовое послание, в которое нужно вписать только свое имя и желаемый подарок. Более того, Роскомнадзор выписал предупреждения 76 сайтам, которые предлагали писать письма Деду Мороза — и потом, по мнению ведомства, использовали полученные личные данные пользователей в коммерческих целях.

Директор официальной «Почты Деда Мороза» Людмила Суранова Фото: Илья Жегулев / «Медуза»

В Великом Устюге встретили эту новость с недоумением. Нынешняя почта Деда Мороза — отдельное учреждение в центре города. В небольшом деревянном доме ютятся сотрудники в спецодежде, которые разбирают письма, есть здесь и специальный выставочный зал с самыми интересными экземплярами со всех уголков мира; экскурсии туда — один из основных источников дохода для предприятия. Изначально одним из его учредителей выступала «Почта России», однако теперь у госкомпании свой проект: в каждом почтовом отделении можно заказать подарок от Деда Мороза и написать ему письмо, однако к АО «Почта Деда Мороза» этот процесс никакого отношения иметь не будет.

Свою долю «Почты Деда Мороза» «Почта России» продала в 2010 году через аукцион Росимущества — а купил ее молодой начинающий инвестор Сергей Махтанов, который позже заявил о себе как заметный оппозиционный политик местного уровня: он возглавлял отделение «Парнаса» по Вологодской области и посещал все марши несогласных. «Я хотел взять что-то недорогое и с красивым именем», — признается Махтанов. Пакет, по его воспоминаниям, стоил около 90 тысяч рублей — и за все последние шесть лет инвестор так и не посетил ни одного собрания акционеров и не получил ни копейки дохода. Махтанов, который сейчас уже не занимается политикой, считает, что вмешиваться в управление и ссориться с областными властями себе дороже.

Основной собственник «Почты Деда Мороза» — все то же АО «Дед Мороз» под управлением Муромцевой; впрочем, компания почти ничего не зарабатывает. По словам директора почты Людмилы Сурановой, после того, как область перестала спонсировать ответы и оплачивать почтовые марки, количество ответов сократилось в разы.

Почта Деда Мороза в Великом Устюге Фото: Илья Жегулев / «Медуза»

Судя по отчетности предприятия, в 2015 году Дед Мороз ответил всего на 2% присланных ему писем; директор почты уклончиво говорит, что волшебник сейчас отвечает только на самые оригинальные письма. По ее словам, гарантированный ответ можно получить, только если опустить письмо в специальный ящик в одном из торговых центров партнеров, с которыми работает АО «Почта Деда Мороза», — но что это за партнеры и торговые центры, Суранова говорить отказывается, сославшись на коммерческую тайну.

Директор «Почты Деда Мороза» отмечает, что раньше письма выполняли и социальную функцию: дети иногда рассказывали о проблемах в семье, и компания передавала их просьбы областным и московским властям. Однако после ухода Лужкова и Позгалева контакт с администрациями так и не восстановился — что крайне огорчило бывшего московского мэра, когда я ему об этом сообщил. «Это была такая открытая возможность для анализа жизни детей властями. Россия перестала выполнять свое конституционное начало, — сетует Лужков. — Мы перестали быть социальным государством».

Летний Мороз

После ухода Позгалева и Лужкова изменилась не только ситуация с почтой — теперь Дед Мороз полностью перешел на самообеспечение. Москва перестала заниматься пиаром проекта, и областное правительство выкручивается, заключая партнерские контракты. Возникают они самым неожиданным образом.

Начальник департамента туризма области Осиповский рассказывает: как-то раз губернатор Вологодской области Олег Кувшинников на одном из форумов пересекся с владельцем сотового оператора МТС Владимиром Евтушенковым. Указав на то, что фирменные цвета бренда совпадают с палитрой Деда Мороза, губернатор предложил Евтушенкову совместный проект. С тех пор в новогодней рекламе оператора появляется самый настоящий, великоустюгский Дед Мороз, а абоненты сети поздравляют его с днем рождения. Впрочем, по словам Осиповского, МТС за это не платит — зато компания помогла бесплатно обновить сайт Дома Деда Мороза.

Новый сайт Деда Мороза

Еще одна случайность свела Деда Мороза с каналом НТВ, который в 2016 году чуть ли не в ежедневном режиме освещает тур Деда Мороза по городам России. Как рассказывает Осиповский, «один из наших земляков» оказался старым кавээновским знакомым генерального продюсера канала Тимура Вайнштейна — и свел его с губернатором (сам Вайнштейн от комментария «Медузе» отказался). Дед Мороз сообщил «Медузе», что об этой истории он узнал последним: «Лучше ничего об этом не спрашивай, не расстраивай меня».

Вера Воробьева гордится тем, что Дом Деда Мороза окупается, и указывает на свою главную менеджерскую проблему: сезонность. Директору компании специально пришлось придумывать поводы, чтобы завлекать туристов в Великий Устюг не только зимой. Так в городе возникли День лаптя и Экватор Нового года; день рождения Деда Мороза — 18 ноября, день, когда традиционно температура в городе впервые опускается ниже нуля, — тоже был придуман Воробьевой и ее командой.

Помогают эти меры, впрочем, относительно. Видно это не только по жалобам Воробьевой («Очень сложно летом продавать программы», — вздыхает предпринимательница), но и по отчетности АО «Дед Мороз»: при выручке больше миллиона долларов в 2015 году Муромцева получила меньше пяти тысяч чистой прибыли. За три года вдвое сократились доходы от гостиничного бизнеса, при этом почти две трети туристов приезжают в Устюг в декабре и январе. В апреле и октябре 2015-го все предприятия Муромцевой приняли 25 и 31 туриста за месяц соответственно — то есть в лучшем случае по одному туристу в день. На три гостиницы.

Возможно, поможет решить проблему с количеством туристов удлинение взлетно-посадочной полосы в аэропорту Великого Устюга. Сейчас туда может приземлиться только один самолет, Як-40 компании «Северсталь», на котором из Москвы можно долететь до резиденции Деда Мороза за девять тысяч рублей с пересадкой в Череповце. Альтернатива — 19 часов на поезде и еще 70 километров на автобусе или такси. Сами устюжане признают: пока не будут решены вопросы с логистикой, благодаря которым их город смог остаться заповедным краем, так понравившимся мэру Лужкову, толп туристов ожидать вряд ли стоит.

Вложенные в Устюг два миллиарда инвестиций при нынешних условиях развития туризма и методах ведения бизнеса не окупятся никогда. То, что проект «Дед Мороз» не требует новых вливаний, по мнению Веры Воробьевой, уже достижение. К тому же волшебник и его жилище создают много рабочих мест: в компании Муромцевой работают почти три сотни человек, у Воробьевой в зимний сезон — еще двести.

Что действительно расстраивает местный истеблишмент, так это то, что после перехода вотчины Деды Мороза под контроль области проект почти перестал приносить деньги в муниципальный бюджет — и его сейчас не хватает даже на то, чтобы толком освещать улицы северного туристического центра. Сейчас освещение в Великом Устюге работает только до полуночи и с пяти утра (а подсветка храмов и вовсе отключена). Ночью город окутывает беспросветная мгла. По крайней мере в этом отношении родина Деда Мороза блюдет традиции допетровских времен.

Илья Жегулев

Великий Устюг — Вологда — Москва

  • Напишите нам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *