Сад космических размышлений

Сад космических размышлений — загадочное место в Шотландии

«Сады создаются для того,
чтобы размышлять о смысле жизни…»

Чарльз Дженкс

А ведь и правда… Созерцание красоты природы не только умиротворяет, расслабляет, но и невольно приводит к мыслям о главном. Особенно в таких местах, как «Сад космических размышлений».

Это удивительное место появилось в Шотландии в городке Дамфрис в 1989 г. Вместо экзотических цветов и обилия кустарников там алюминиевые цветники, вместо бьющих ввысь фонтанов – чёрные дыры, а ландшафт просто заворожит вас своими необычными формами и загадками.

Это уникальный в своём роде сад, прогуливаясь по которому вам покажется, что создал его не человек, а внеземная цивилизация. Но у него очень даже реальный создатель, а точнее их двое – это архитектурный критик и практикующий архитектор, автор многих книг, монографий и статей в области постмодернистской архитектуры Чарльз Дженкс и его супруга ландшафтный дизайнер, автор книги «Японский сад» Мэгги Кесвик-Дженкс.

Как всё начиналось

В 1988 г Мэгги досталось от матери в наследство имение Portrack House с достаточно большим участком земли – 16 гектаров. Это было самое обычное имение: овощи, ягоды, оранжерея с коллекцией бегоний. Но Мэгги предложила разбить на этом участке парк, непохожий ни на один другой в мире.

Курганы — Змея и Улитка

Разрабатывая проект, им пришла в голову идея воспроизвести на этом клочке земли Вселенную в миниатюре.

Через садовые формы, ландшафты, скульптуры Чарльз и Мэгги решили показать не только красоту Вселенной, её микро- и макромиров, но и её законы, парадоксы, её рождение и эволюцию развития. А также показать, что все науки вместе взятые – это всего лишь слабый луч света в тёмном мире непознанного.

Образ эволюции

Буквально весь парк пронизывает теория стадийности развития всего, что есть во Вселенной, в том числе и человека. Это можно увидеть в ландшафтных рельефах, сформированных из нескольких уровней; в многочисленных ступенях.

Но основным элементом в образе стадийности является зигзагообразная лестница в 25 пролётов, олицетворяющая ступени эволюционного развития Вселенной и человека.

Лестница — эволюция развития

Начинается лестница в тёмной глубине водоёма, что является символом зачатия жизни на Земле или таинственного происхождения Вселенной. Каждый пролёт олицетворяет определённый период эволюции и содержит изображения или скульптуры различных форм жизни, соответствующих данному периоду.

И поднимаясь по этой лестнице к дому, мы словно проходим сквозь миллиарды лет эволюции и попадаем в современное настоящее.

Как постичь суть Вселенной

Наша новая космическая «нанотехнологичная» эпоха позволила нам дотянуться до глубин Вселенной и увидеть спирали, солитонные волны, фракталы и другие формы мироздания.

Черная дыра

Особое место во Вселенной и в саду занимает спираль. Чарльз Дженкс видит её выражение повсюду: в уничтожающем танце ураганов, в цепочке ДНК, в нервных импульсах мозга и даже в сливном отверстии ванны.

Спираль ДНК

В самом центре сада находится скульптура спирали, к которой ведут все дорожки и аллеи. Но чтобы дойти до неё, а значит постичь суть Вселенной, придётся хорошо постараться: вычислить золотое сечение Фибоначчи, для пересечения пруда воспользоваться несколькими математическими формулами, решить пару логических задач, а также всевозможные ребусы и загадки.

Словом, просто так прогуляться по саду не получится, на то он и сад размышлений. Впрочем, те, кто устанет от разгадывания ребусов, могут отдохнуть и ненадолго забыться в «беседке бессмысленности». А потом с новыми силами отправиться созерцать колебания физических волн, скопления звёзд и всепоглощающие чёрные дыры.

Как «Сад космических размышлений» помогает решать реальные проблемы

Если задача садов и парков направить мысли в главное русло, то отображение в них Вселенной – действительно самый лучший вариант для создания сада.

Этот сад является частной собственностью Чарльза Дженкса, но на несколько дней в году он открывает его двери для всех желающих, и даже иногда сам проводит экскурсии.

Короткое видео по теме

Сад приносит реальную пользу – все вырученные деньги Чарльз перечисляет в благотворительный фонд имени его жены Мэгги Кесвик-Дженкс. Фонд оказывает помощь онкологическим больным и был создан в память Мэгги, скончавшейся от рака в 1995 г.

Так что все размышления в этом саду проходят не только с пользой для себя, но и для других.

Газон как искусство: ландшафтный дизайн Чарльза Дженкса

Британский архитектор Чарльз Дженкс удивляет мир своими проектами ландшафтного дизайна, превращая акры земного полотна в фантастические пейзажи

Архитектор, скульптор и ландшафтный дизайнер Чарльз Дженкс — один из идеологов архитектурного постмодернизма. Он является признанным международным мастером лэнд-арта. Его работы неоднократно занимали первые места и выигрывали престижные премии мировых архитектурных конкурсов и фестивалей.

Чарльз Дженкс объясняет свое увлечение ландшафтными проектами стремлением найти применение неиспользуемым участкам земли. Каждый из его арт-проектов имеет уникальную концепцию — иногда заимствованную из культур разных времен и народов, иногда подсмотренную в природе.

В разные годы архитектор создал уникальные объекты (от приусадебных участков до городских парков), которые характеризует сбалансированное сочетание искусственных и природных деталей и которые как минимум необычно выглядят.

Garden of Cosmic Speculation

«Сад космических размышлений» — это один из наиболее масштабных проектов Чарльза Дженкса. В 1988 году его жене Мэгги Кесвик-Дженкс, тоже ландшафтному дизайнеру, досталось в наследство имение Portrack House, расположенное в Шотландии возле небольшого городка Дамфрис. На земельных владениях площадью 16 га, занятых обычными садами, огородами, лугами, пара решила разбить парк, который не походил бы ни на один другой в мире.

За два года проект был воплощен в жизнь. Согласно авторскому замыслу, этот сад представляет собой вселенную в миниатюре. Доминантой сада-вселенной служит огромная лестница на 25 пролетов, символизирующая важные вехи в космической истории длиною в 13 млрд лет. Тайны вселенной — это нижние ступеньки, которые скрываются в темной воде у подножья лестницы.

Сад «Северная богиня» расположен на севере Англии. Он создан по заказу британской угольной компании, которая решила превратить большой карьер в динамический ландшафт из гигантских курганов и искусственных озер. Главным элементом сада является огромная скульптура лежащей богини земли высотой около 35 м и длиной около 400 м. Для ее создания было использовано 1,5 млн тонн земли.

Landform Ueda

Проект реализован в ходе расширения территории шотландской Национальной галереи современного искусства (SNGMA). Чарльз Дженкс был приглашен по инициативе директора архитектурно-строительной компании, которая выполняла функции генподрядчика.

В результате архитектор превратил огромное, но ничем не примечательное травяное поле в оригинальный живой пейзаж с перепадами рельефа, террасированными склонами и искусственными водоемами в форме полумесяцев.

Holding the Eco-Line

В Южной Корее Чарльз Дженкс участвовал в ландшафтном оформлении экогородка для проходящей в 2013 году международной выставки садов в заливе Сунчхон.

В центре территории он создал проект «Озерный сад», где с учетом особенностей местной природы построил ландшафтное решение на контрасте естественных водоемов и искусственных холмов, дополнительный объем которым придает специальным образом подстриженная трава.

Dividing cells, Мэгги-центр

После того как в 1995 году Мэгги Дженкс скончалась от рака, Чарльз Дженкс основал фонд ее имени, который инвестирует в создание центров поддержки пациентов с онкологическими заболеваниями. В основу концепции этих центров лег проект, придуманный супругами раньше, во время их частых посещений больниц. Они решили, что смертельно больным людям нужно такое место ожидания приема, которое отличалось бы от мрачных больничных коридоров, — красивое здание с живописным садом.

Первый «Мэгги-центр» — так называется проект — был открыт в Эдинбурге. Над проектом Дженкс работал с шотландским архитектором Дэвидом Пейдж, придумавшим здание изогнутой формы. Сад с овальными курганами и белыми дорожками был оформлен самим Дженксом. Курганы здесь символизируют человеческие клетки. Между дорогой и зданием посажено 100 китайских берез.

Сегодня в мире работает 13 «Мэгги-центров». Все здания с прилегающими парками спроектированы известными архитекторами.

Чарльз Дженкс

Известный американо-британский архитектор, скульптор, ландшафтный дизайнер, один из основоположников теории постмодернизма в современном ландшафтном дизайне, автор монографии под названием «Язык архитектуры постмодернизма».

Чарльз Дженкс преподавал и читал лекции во многих университетах мира: в Китае, Японии, Канаде, США, европейских странах. Дженкс занимается исследованием современных архитектурных течений, освещает работы современных архитекторов, проводит многочисленные интервью и участвует в международных архитектурных конкурсах и фестивалях.

Сад космических размышлений (Garden of Cosmic Speculation)

Сад космических размышлений – один из самых оригинальных на планете. Он был создан в конце XX века в юго-западном городке Шотландии – Дамфрисе. Уникальное зелёное полотно, отражающее историю развития Вселенной и человечества, появилось благодаря усилиям семейной пары – архитектора-постмодерниста Чарльза Дженкса и ландшафтного дизайнера Мэгги Чесвик.
До 1990 года Портрак был самым обычным поместьем: овощи, малина и оранжереи с изобилием бегоний. Сейчас в нем находится сад Космических построений: сад Физики, искусственный газон для спортивных площадок и Алюминиевый цветник, изображающий черные дыры.
Сад возник, когда Мэгги Кезуик и ее муж, Чарльз Дженкс, начали рыть пруд (Мэгги получила в наследство от матери участок земли в Шотландии). Вынутый грунт предполагалось использовать для создания крутых берегов, повторяющих очертания окрестных холмов. Для Мэгги, эксперта по китайским садам, было вполне естественным, что они должны олицетворять «земляных драконов» на фоне горизонта.
Но эти скульптурные формы, оказалось, могут также символизировать научные и космологические понятия, которые Дженкс, архитектор-новатор, использовал в своей работе. Так сложился металлический орнамент из двойной и плоской спиралей, предлагая множество значений: от марксистской диалектики до теории хаоса и структуры ДНК.
Что касается вселенной, то она закодирована в спиралях. Ведь спираль — это её символ. Такое отражение порядка и хаоса одновременно. С одной стороны — это олицетворение урагана, а с другой — упорядоченная цепочка ДНК.
Несмотря на то, что этот парк является произведением ландшафтного дизайна, здесь вместо аккуратно подстриженных кустиков можно увидеть алюминиевые цветники или черные дыры, в которые невнимательный посетитель рискует провалиться.
Существует устойчивая традиция возникновения садов под влиянием литературы. Этот сад, напротив, охватывает математику и науку, особенно фрактальную геометрию (термин, возникший в 1977 году для описания явления природы). Мы привыкли к садам, созданным прямолинейно. Вместо этого Дженкс использует волны и кручение, вплоть до забора, проходящего по дну рва, оград и ворот.
Парк «Космических размышлений» (The Garden of Cosmic Speculation), состоит из нескольких уровней, напоминающих лестницу. Каждая ступень символизирует определенный этап на пути развития Вселенной. Искусственно созданный ландшафт не повторяется на всей территории. С помощью глубоких колодцев, спиралевидных холмов, обрывов и прудов архитекторы воспроизвели черные дыры, скопления звезд, колебания физических волн и многое другое.
Посещение ленд-парка — это своего рода квест: нужно решить много загадок и ребусов, чтобы добраться до спиралевидной модели ДНК, находящейся в самом его центре. Именно к этой скульптуре сходятся все аллеи и лабиринты в парке. Для тех кому математические задачки не по вкусу. Сделана «Беседка бессмысленности», где можно просто посидеть и отдохнуть на свежем воздухе.
Чарльз Дженкс в создании сада сломал все стереотипы современных садов, воплощенные в мягком литературном жанре. Сад Чарльза навеян математикой, физикой и астрономией, полностью исключая привычные аллеи и дорожки.
Диковинный ландшафт сада состоит из пяти областей, заполненных водоемами разнообразных геометрических форм, необычными изумрудными холмами, долинами и странными скульптурными композициями, отображающими сложные научные мысли. В парке можно увидеть различные научные феномены, такие как черные дыры в виде причудливых алюминиевых цветников, воплощения последовательности Фибоначчи, мосты эволюционных скачков и фракталы (геометрические фигуры, составленные из нескольких частей, подобных всей фигуре целиком).
Металлические скульптуры очень органично влились в природный ландшафт сада. Их автором является Смит Джон Гибсон, талантливый мастер по металлу, который более 15 лет рука об руку с Дженксом работал над воссозданием всех идей дизайнера.
Ступени, как символ эволюционного развития, представлены в парке в самых разнообразных вариациях. Самая большая лестница, состоящая из 25-ти пролетов, является воплощением последовательности и периодичности развития Вселенной. Каждый из пролетов олицетворяет определенную стадию эволюции. Зигзагообразная лестница спускается с холма и заканчивается у пруда, символизирующего первозданный хаос, главный источник Вселенной. Прогуливаясь по огромным пролетам лестницы можно рассмотреть иллюстрации, изображающие формы жизни — от простейших до высших.
Мэгги Кезуик умерла в 1995 году. Несмотря на это, Дженкс продолжал развивать свои идеи относительно сада. Например, с помощью водной лестницы прослеживается история вселенной, насчитывающей со времени ее возникновения тринадцать миллиардов лет.
Чарльз Дженкс:
Сам Дженкс говорит вот о чем: «Когда мы начали создавать этот сад, я не думал о глобальных космических проблемах. Но за те годы, которые прошли с тех пор, проблемы стали всё явственнее, и я использовал их, так сказать, в качестве «шпаргалки». Я думал о природе и размышлял о происхождении вселенной, и в этом отношении этот сад – часть меня. И еще это часть длинной исторической традиции. Вспомните японские сады «дзен» и персидские «райские сады», английские и французские парки эпохи Ренессанса – все они были созданы для того, чтобы думать о смысле жизни! Поэтому идея моего сада – это микромир, маленькая модель вселенной. А что может быть лучшей идеей для создания сада?»
Сад космических размышлений – единственный в своем роде.Сад настолько необычный и вдохновляющий, что ему даже посвящена симфоническая композиция, созданная Майклом Гандольфи для Бостонского симфонического оркестра и Танглвудского Музыкального центра. В 2009 году это произведение было номинировано на звание «Лучшей современной классической композиции» на премии «Грэмми».
После смерти жены, двери своего уникального сада для всех желающих Чарльз Дженкс открывает только один раз в году и никогда не угадаешь, какой день он выберет на этот раз. Остальные 364 дня парк закрыт от любопытных глаз. Можно лишь догадываться, какие еще эксперименты проводит там 73-летний ученый. Если повезет, экскурсию будет проводить сам Дженкс, правда, это случается крайне редко и по предварительной записи.
Вырученные средства идут в благотворительный фонд помощи онкологическим больным имени Мэгги Кесвик Дженкс, покойной жены архитектора.
Сад Чарльза Дженкса – ВИДЕО
Сад космических размышлений – ФОТО


Площадь – 16.2 га (40 акров)
Стиль – точный, научный, космологический, 20 века

Цитата сообщения XP0H0METP Сад космических размышлений. Шотландия

Шотландия

Сад космических размышлений
Чарльза Дженкса

«Сады создаются для того,
чтобы размышлять о смысле жизни…»

Чарльз Дженкс

А ведь и правда… Созерцание красоты природы не только умиротворяет, расслабляет, но и невольно приводит к мыслям о главном. Особенно в таких местах, как «Сад космических размышлений».

Это удивительное место появилось в Шотландии в городке Дамфрис в 1989 г. Вместо экзотических цветов и обилия кустарников там алюминиевые цветники, вместо бьющих ввысь фонтанов – чёрные дыры, а ландшафт просто заворожит вас своими необычными формами и загадками. Это уникальный в своём роде сад, прогуливаясь по которому вам покажется, что создал его не человек, а внеземная цивилизация.

Сад космических размышлений, расположенный в городе Дамфасе в юго-западной части Шотландии, носит статус одного из самых оригинальных и интересных на планете. Данное произведение ландшафтного искусства было создано двумя талантливыми людьми — известным архитектором постмодернистом Чарльзом Дженксом и его женой, ландшафтным дизайнером Мегги Чесвик. Когда в 1988 году Мегги унаследовала поместье Портрэк Хаус, у супругов зародилась идея создания миниатюрного сада-Вселенной, в котором абсолютно все будет посвящено процессу ее рождения и развития, месту человека в этом необъятном пространстве, и тому, что наука – это всего лишь маленький лучик в темном царстве неопознанного. Работая над проектом, Чарльз вдохновлялся фрактальной геометрией, а Мегги, будучи специалистом в области китайской садовой традиции, черпала вдохновение в китайской философии, привнося в парк гармонию и мудрость. Реализация проекта закончилась в 1989 году. В результате на территории площадью 16,2 га раскинулся сад, в котором среди плавных, волнистых и кривых линий рельефа, словно на китайской миниатюре, отражаются размышления о космосе, возникновении Вселенной и смысле жизни.
Чарльз Дженкс, один из самых авторитетных архитектурных критиков и теоретиков современности, продумывал дизайн Сада космических размышлений так, чтобы у человека задействовался не только интеллект, но и все органы чувств и при этом он ощущал бы себя первооткрывателем мира. Ведь здесь все олицетворяет Вселенную, более того, сад наполнен формулами, теориями и формами самоорганизующихся структур. В каждом уголке сада прослеживаются символы различных научных открытий и достижений. Курганы — Змея и Улитка

Диковинный ландшафт сада состоит из пяти областей, заполненных водоемами разнообразных геометрических форм, необычными изумрудными холмами, долинами и странными скульптурными композициями, отображающими сложные научные мысли. В парке можно увидеть различные научные феномены, такие как черные дыры в виде причудливых алюминиевых цветников, воплощения последовательности Фибоначчи, мосты эволюционных скачков и фракталы (геометрические фигуры, составленные из нескольких частей, подобных всей фигуре целиком). Помимо этого, в парке есть многочисленные спирали, олицетворяющие цепочку ДНК, форму галактик и даже атмосферные явления (торнадо, ураганы). Металлические скульптуры очень органично влились в природный ландшафт сада. Их автором является Смит Джон Гибсон, талантливый мастер по металлу, который более 15 лет рука об руку с Дженксом работал над воссозданием всех идей дизайнера.

3. Черная дыра

4. Спираль ДНК

Ступени, как символ эволюционного развития, представлены в парке в самых разнообразных вариациях. Самая большая лестница, состоящая из 25-ти пролетов, является воплощением последовательности и периодичности развития Вселенной. Каждый из пролетов олицетворяет определенную стадию эволюции. Зигзагообразная лестница спускается с холма и заканчивается у пруда, символизирующего первозданный хаос, главный источник Вселенной. Прогуливаясь по огромным пролетам лестницы можно рассмотреть иллюстрации, изображающие формы жизни — от простейших до высших.

5. Лестница — эволюция развития

Если посетитель устал от такого своеобразного «мозгового штурма», он может посетить беседку бессмысленности, где ничего не помешает расслабиться и побыть наедине со своими мыслями.

К сожалению, жена Дженкса, Мегги, умерла в 1995 году, но сад не остановился в своем развитии, с каждым годом он все больше разрастается. Дженкс стал вкладывать в свое детище еще больше глубоких размышлений.

Вот что говорит Чарльз Дженкс о своем творении: “Когда мы начали работу над созданием парка, никто не думал о глобальных космических проблемах. Но по происшествие нескольких лет эти проблемы стали более отчетливо проявляться, и я взял их за основу, в качестве своеобразной «шпаргалки». Я часто размышлял о происхождении Вселенной и о природе, и в этом отношении сад является частью меня. Кроме того, это отпечаток длинной исторической традиции. Если вспомнить про японские сады в стиле «дзен», персидские «райские сады», французские и английские парки эпохи Возрождения – все они создавались для размышлений о смысле жизни. Поэтому главная идея Сада космических размышлений – микромир, миниатюрная модель Вселенной. Как по мне, то лучшей идеи для создания сада не придумаешь”.

Космический сад настолько необычный и вдохновляющий, что ему даже посвящена симфоническая композиция, созданная Майклом Гандольфи для Бостонского симфонического оркестра и Танглвудского Музыкального центра. В 2009 году это произведение было номинировано на звание «Лучшей современной классической композиции» на премии «Грэмми».

13. Сад ДНК и органы чувств человека

Так как сад является частной собственностью, он открывает свои двери для посетителей только один день в году. Если повезет, экскурсию будет проводить сам Дженкс, правда, это случается крайне редко и по предварительной записи. Все вырученные средства передаются в благотворительный фонд помощи онкологическим больным имени Мэгги Кесвик, покойной жены ученого.

Сад приносит реальную пользу – все вырученные деньги Чарльз перечисляет в благотворительный фонд имени его жены Мэгги Кесвик-Дженкс. Фонд оказывает помощь онкологическим больным и был создан в память Мэгги, скончавшейся от рака в 1995 г.
Так что все размышления в этом саду проходят не только с пользой для себя, но и для других. Серия сообщений «Шотландия»:
Часть 1 — Сад космических размышлений. Шотландия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *