Сорта

Разница между перекрестноопыляемыми и самоопыляемыми растениями

При покупке семян многих культурных растений часто можно встретить надпись «растение самоопыляемое» или «растение перекрестноопыляемое». Что это значит в практическом плане?

Читают на Дача6.ру:

На самом деле все это мы проходили когда-то на школьных уроках биологии. Цветки растений имеют цветоложе, околоцветник, пестик и тычинки. Процесс переноса пыльцы с тычинок на пестик носит название опыление.

Признаки и особенности перекрестноопыляемых растений

Большинство растений в природе – перекрестноопыляемые. У них имеются разные мужские и женские цветки (в одних цветках только тычинки, в других – только пестик). Чтобы произошло опыление, нужна помощь соответствующих насекомых, ветра, росы или дождя.

Перекрестноопыляемые растения подразделяются на однодомные и двудомные. У первых цветки с тычинками (мужские) и с пестиками (женские) расцветают на одном растении. У вторых – женские и мужские цветки располагаются на разных растениях.

Примеры самоопыляемых растений

У самоопыляемых растений все цветки имеют и тычинки, и пестики одновременно. Они у таких растений созревают одномоментно. Пыльца с тычинок одного цветка подходит для пестика того же самого цветка и также подходит для пестиков соседних цветков этого же растения. Пример: помидоры, пшеница, горох, фасоль, фиалки, нектарин, ячмень.

Зачем это нужно?

Практический пример: тополь – перекрестнопыляемое двудомное растение. Если посадить только мужские тополя, то у Вас не будет проблем с тополиным пухом в июне.

Строение растений мы изучали еще в школе. В этой статьей мы решили напомнить, что из себя представляет дерево, и рассказать о каждой из его частей: клетках и тканях, древесине и коре, ветвях и ветках, листьях и корнях.

Материал был взят из первого русскоязычного издания справочника Европейского специалиста по уходу за деревьями (European Tree Worker), который пригодится как владельцам питомников и садовых участков, так и сертифицированным специалистам.

Анатомия дерева

Деревья – это древесные растения большого размера. Они обладают уникальными свойствами, позволяющими им являться доминирующим видом царства растений во многих странах мира. В основе ухода за деревьями (древоводства) лежит глубокое понимание процессов роста и развития деревьев. Только с учетом данного принципа можно профессионально осуществлять уход за деревьями.

  • Клетки и ткани

Для всех живых организмов характерна общая организационная структура, состоящая из клеток, тканей и органов. Клетки – это основные «строительные блоки» данной структуры. У растений новые клетки образуются путем деления существующих. Этот процесс проходит в специальных образовательных тканях – меристемах.

Клетки:
1 – Молодая клетка с плазмой и ядром 2 – Рост клетки 3 – Зрелая клетка с большой вакуолью

После деления клетки проходят этап дифференцировки, во время которого изменяется их структура и они приобретают способность к различным специфическим функциями. Клетки с аналогичной структурой и функциями объединяются в ткани.

Затем из тканей формируются органы, которых у растений шесть: листья, стволы, корни, почки, цветы и плоды. И, наконец, органы образуют полностью функциональные организмы – деревья.

Существует два основных типа меристематической ткани:

  • первичная меристема, из которой образуются клетки, отвечающие за рост побегов и корней в длину;
  • вторичная меристема, из которой образуются клетки, отвечающие за прирост в диаметре.

Поперечное сечение ствола дерева: 1 – Сердцевина 2 – Ядро 3 – Сердцевинный луч 4 – Заболонь 5 – Камбий 6 – Флоэма 7 – Феллоген 8 – Кора

У деревьев есть две вторичные меристемы: камбий и феллоген.

  • Камбий выполняет крайне важную роль: в процессе деления в нем образуются новые клетки, формирующие систему сосудов дерева. Из него генерируются два вида ткани: ксилема во внутренней части и флоэма снаружи.
  • Феллоген – это камбий, из которого образуется кора. Ксилема – это часть древесины, состоящая из отмерших и живых клеток. К мертвым клеткам относятся трахеи и трахеиды у хвойных пород и сосуды у лиственных деревьев. Ксилема выполняет три функции: служит механической опорой дерева; обеспечивает передвижение воды и минеральных веществ; обеспечивает хранение питательных веществ.

Когда дерево срубают и рассматривают в поперечном сечении, в ксилеме видны годичные кольца. В зонах умеренного климата данные кольца соответствуют годовому образованию ксилемы в камбии. Они имеют форму круга, так как относительный размер и плотность сосудистой ткани изменяются в течение вегетационного периода. По мере приближения к концу вегетационного периода клетки становятся меньше в диаметре.

Таким образом, благодаря резкой разнице между клетками, образованными в начале сезона (ранняя древесина), и клеткам, сформированными позднее (поздняя древесина), индивидуальный годовой прирост становится различимым.

Сердцевинный луч в древесине 1. Кольцесосудистая древесина2. Рассеяннососудистая древесина

В отношении древесины хвойные и лиственные породы значительно отличаются друг от друга. Кроме того, среди лиственных деревьев выделяются кольцесосудистые (например, Дуб (Quercus), Ясень (Fraxinus)) и рассеяннососудистые виды (например, Липа (Tilia), Бук (Fagus)).

В центре ствола формируется ядровая древесина. Она окружена живой заболонью. Не все проводящие элементы ксилемы служат для передвижения воды. За это отвечает только живая и активная ткань заболони, тогда как другая часть ксилемы, расположенная ближе к центру, является нефункциональной. Такие мертвые клетки образуют ядро – непроводящую ткань, цвет которой темнее, чем у заболони.

Флоэма отвечает за перемещение сахара от листьев к другим частям растения. Кроме флоэмы и ксилемы, сосудистая система дерева включает в себя лучевые клетки. Лучи расходятся в радиальном направлении от центра поперечного сечения через флоэму и ксилему и служат для транспортировки сахаров и их компонентов вдоль ствола. Они помогают ограничивать распространение гнили по древесной ткани и хранить запасы питательных веществ в виде крахмала.

Поперечный разрез ствола

Внешняя часть ветвей и ствола деревьев называется корой. Это защитная ткань, поддерживающая температуру внутренней части ствола, предохраняющая растения от повреждений и уменьшающая потерю воды. Кора состоит из нефункциональной флоэмы, пробковой ткани и мертвых клеток. Для минимизации потери воды ее клетки пропитаны воском и маслами.

Газообмен между живыми тканями дерева и атмосферой происходит с помощью чечевичек, маленьких пор в коре.

Это интересно Кора различных деревьев имеет разное строение и свойства. Например, кора бука очень гладкая с небольшим количеством пробковой ткани, а кора дуба, наоборот, образует толстые слои феллемы.

Перидерма — защитная ткань

Именно она защищает деревья от воздействия окружающей среды. Что представляет собой перидерма? Как формируется? Как выполняет свои защитные функции? Чем отличается перидерма разных пород?

  • Ветви и ветки

Ветки – это небольшие ветви, которые служат опорой для листьев, цветов и плодов. Ветви поддерживают ветки, а ствол поддерживает всю крону. Ветви и ветки развиваются из двух типов почек:

  • терминальных или верхушечных почек на конце побега;
  • боковых или пазушных почек, которые образуются вдоль ветки.

Верхушечная почка является наиболее сильной на ветви или ветке и располагается на конце побега. Она контролирует развитие вторичных почек с помощью гормонов. Обычно вторичные почки не развиваются и остаются в спящем состоянии. Как правило, верхушечная почка является наиболее активной на каждой ветви или ветке и контролирует развитие пазушных почек на том же побеге, которые часто бывают спящими: их рост сдерживается апикальным доминированием терминальной почки.

Формирование ветвей

Побеги с доминирующей верхушечной почкой бывают моноподиальными или симподиальными.

Побеги без апикального доминирования являются ложнодихотомическими.

Гибель верхушечной почки в результате случайного повреждения или обрезки может привести к активизации спящих почек рядом со срезом и, как следствие, к развитию нового побега.

Некоторые побеги развивают придаточные почки, которые формируются вдоль стволов и корней. Они возникают, как правило, в ответ на потерю обычных почек в результате действия регуляторов роста.

Ежегодный прирост: 1 – 1 год; 2 – 2 года; 3 – 3 года

Листья и почки образуются из немного утолщенной части ветки, которая называется узел. Междоузлие – это зона между узлами. На ветке видны листовые рубцы и рубцы верхушечной почки. Они помогают измерять ежегодное удлинение ветки и общий прирост. По своей структуре и функции каждая ветвь дерева сопоставима со всей кроной. Но в то же время ветви – это не просто отростки ствола.

Наоборот, ветви характеризуются уникальной формой присоединения к нему, которая имеет крайне важное значение для практической деятельности в сфере ухода за деревьями, например, для обрезки.

Ветви прочно крепятся к древесине и коре, расположенной под ветвями, но над ними крепление более хрупкое. Годовой прирост слоев ткани в зоне соединения ветви и ствола хорошо заметен и формируется большую часть времени. Плечо или выпуклость вокруг основания ветви называется воротником. В точке разветвления ткани ветви и ствола расширяются на встречу друг другу. В результате, кора приподнимается, образовывая гребень ветви. Если кора в районе разветвления окружена древесиной, она называется включенной корой. Это еще больше ослабляет развилку ствола, поскольку нормальное присоединение ветви к стволу не формируется.

Правильная обрезка деревьев

Рис.1 Правильная обрезка

В этой статье мы поговорим об особенностях обрезки у основания ветви и обрезки, параллельной стволу. Вы узнаете, почему в наше время специалисты отдают предпочтение именно первому способу обрезки деревьев.

  • Листья

Листья отвечают за производство питательных веществ для дерева. Они содержат хлоропласт, наполненный зеленым пигментом – хлорофиллом, с помощью которого происходит фотосинтез. Еще одна функция листьев – транспирация, представляющая собой выведение воды через листву посредством испарения.

Строение листа: 1 – Устьице 2 – Кутикула 3 – Эпидермис 4 – Клетки палисадной паренхимы
5 – Клетки губчатой паренхимы

Площадь листьев достаточно большая, что позволяет им поглощать солнечный свет и углекислый газ, необходимые для фотосинтеза.

Внешняя поверхность листа покрыта воскообразным слоем, который называется кутикула. Она служит для минимизации дессикации (высушивания) листа.

Испарение воды и газообмен контролируют устьица – маленькие отверстия на поверхности листа.

Лист обладает развитой системой проводящих тканей, включающей в себя вены, или капиллярные каналы. Вены состоят из тканей как флоэмы, так и ксилемы, и отвечают за транспортировку воды и жизненно необходимых веществ, а также за перенос питательных веществ, которые вырабатываются в клетках листьев, к остальным органам дерева.

Это интересно Деревья, сбрасывающие листву каждый год, называются лиственными, а те, которые сохраняют ее в течение более чем одного года, называются хвойными или вечнозелеными. Осыпание листьев обусловлено клеточными изменениями и регуляторами роста, формирующими точку отделения органа у основания черешка, или ножки листа.

Точка отделения листьев выполняет две функции:

  • обеспечивает осыпание листвы осенью;
  • предотвращает высыхание, распространение болезней и повреждение части растения, от которой отрывается лист.

Осенью изменение цвета листвы листопадных деревьев связано с разложением хлорофилла, позволяющим проявиться другим пигментам, содержащимся в листьях. Сокращение продолжительности светового дня в сочетании с холодными ночами приводит к усиленному накоплению сахаров и замедляет выработку хлорофилла. Этот процесс и позволяет другим пигментам, в том числе антоцианинам (красный и пурпурный) и каротиноидам (желтый, оранжевый и красный), проявиться.

  • Корни

Корни деревьев выполняют четыре основные функции:

  • фиксация дерева;
  • аккумуляция энергии и питательных веществ;
  • поглощение веществ;
  • транспортировка веществ.

Окончание корня:
1. Одревесневший корень
2. Корневой волосок
3. Корневой кончик
4. Корневой чехлик

Всасывающие корни представляют собой небольшие, волокнистые участки ткани, растущей на окончаниях основных одревесневших корней. У них есть эпидермальные клетки, модифицированные в корневые волоски, которые помогают поглощать воду и минеральные вещества. Корневые волоски живут совсем не долго (3–4 недели весной) и значительно активизируют способность к поглощению веществ с наступлением вегетационного периода весной.

Что касается корневых кончиков, они содержат меристему, где клетки делятся и растут в длину.

Корни растут там, где они могут найти воздух и кислород. Большая часть всасывающих корней находится на расстоянии 30 см от поверхности почвы. Также рядом с поверхностью располагаются горизонтальные боковые корни.

Якорные корни растут вертикально по направлению вниз от боковых корней, обеспечивая надежную фиксацию дерева и увеличивая глубину освоения почвы корневой системой.

Корневая система:
1 – Стержневая корневая система 2 – Мочковатая корневая система 3 – Поверхностная корневая система

Корни многих растений находятся в симбиозе с некоторыми грибами. Результат таких взаимоотношений называется микориза (грибокорень). Симбиоз двух организмов (дерева и грибов в нашем случае) основывается на взаимной пользе: грибы получают питательные вещества из корней и, в свою очередь, помогают корням всасывать воду и жизненно необходимые элементы.

Виды плодов растений: картинки, названия, примеры, отличия?

Плоды растений — это их семена в защитной оболочке и с наличие питательных веществ.

В общем понимании плоды можно разделить на 2 вида: сочные и сухие.

Хотя классификаций плодов несколько.

СОЧНЫЕ ПЛОДЫ:

  1. Ягода Что такое ягода знают пожалуй все. Это многосеменные плоды с довольно тонкой кожурой. Например: томаты, крыжовник
  2. Костянка — это плод с одним семечком, твердым. Это абрикосы, вишня, черешня, слива, персики
  3. Тыквина — также многосемянной плод, имеющий твердую наружную оболочку и довольно мясистый средний слой плода. Это: огурцы, тыква, арбузы
  4. Померанец — это дольчатый плод цитрусовых растений (лайм, апельсин, лимон, мандарин)
  5. Яблоко — тоже имеет в себе несколько семян, а мякоть этого плода хрустящая. Это яблоки, груши, рябина, айва
  6. Земляничина — односемянные невскрывающиеся плоды, которые имеет земляника (отсюда и название)
  7. Многокостянка — это всеми любимая малина, ежевика. Плод состоит из многих костянок (маленькие плоды) на одном ложе
  8. Цинародий — бокаловидный плод с маленькими орешками. Это шиповник, роза.

СУХИЕ ПЛОДЫ:

  1. Зерновка — односемянной плод злаков, у него кожура которого срастается с внутренней частью плода (околоплодником)

  2. Семянка — односемянной плод, кожура которого не сращена с околоплодником. Знаменитые семечки подсолнечника

  3. Коробочка — многосемянной, который закрывается крышечкой (например у белены), дырочками (у мака) или створками (как у тюльпана)

  4. Листовка — из несколько семян. Живокость, водосбор

  5. Боб Семена в плоде расположены на створках. Это горох, фасоль, люцерна, чина

  6. Стручок Похож на боб, но между створками плода есть перегородка, к которой крепятся семена

  7. Однокрылатка Околоплодник в виде перепончатого выроста. Это вяз, ясень

  8. Двукрылатки Клен, у которого есть 2 перепончатых выроста

  9. Желудь Плод дуба с кожистым околоплодником

  10. Орех Состоит из твердого околоплодника, как дерево. Это лещина, гречиха

Опыление растений

И.И. СКВОРЦОВА,
учитель биологии,
г. Климовск, Моск. обл.

6-й класс

Оборудование: набор таблиц по теме «Опыление», коллекция насекомых-опылителей, компьютер, диск с авторским фильмом «Опыление – одно из чудес природы», мультимедийный проектор, портреты Дарвина, Мичурина, макеты цветков яблони, кисть, мука, муляжи фруктов, цветные карандаши, грамоты за оценивание устных ответов (если учащемуся в ходе урока дана грамота, то за устный ответ ставится в журнал 5); бант, кепка (для инсценировки задачи), цветные мелки, инструктивные карточки на каждого ученика (Приложение 1).

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие

Учащиеся должны определить тему урока, разгадав кроссворд с вопросами по теме «Плоды», с которой они ознакомились ранее. Сетка кроссворда приведена в инструктивной карточке и расчерчена мелом на доске. Цветным мелом обведены клетки для ключевого слова.

2. Сам плод душистый и пушистый,
А середка – словно камень. (Персик.)

3. В старой сказке овощ этот
Стал для золушки каретой. (Тыква.)

4. Дольку этого плода
В чай кладем мы иногда,
Ароматней и вкусней
В чашке чай бывает с ней.
Нужен сахара вагон,
Чтоб с улыбкой съесть … (Лимон.)

5. Корнеплод на грядке жил,
Дед себе его растил.
Он такой огромный стал!
В сказку сразу же попал. (Репа.)

6. Весной на деревце – беленькие венчики.
Летом на деревце – красные бубенчики. (Вишня.)

7. Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него как иголки.
Но мы не шипы у него соберем,
Полезных плодов для аптеки нарвем. (Шиповник.)

8. Он почти по форме сердца,
Желто-красный плод у … (Перец.)

Решив кроссворд, учащиеся определят ключевое слово, обозначающее тему урока, – «опыление». Учитель записывает тему на доске, а учащиеся – в инструктивной карточке.

Учитель задает ученикам вопросы:

– Какой орган растения играет главную роль при опылении? (Цветок.)

– Какие главные части цветка вы знаете? (Пестик и тычинки.)

– Что находится в тычинках? (В пыльниках – пыльца.)

Вывод: без пыльцы не будет опыления.

3. Постановка познавательной задачи

Для выявления связи между опылением и образованием плодов ставится познавательная задача: «Какую роль в жизни растения играет опыление?» Поиск ответа на этот вопрос проходит в форме беседы, в ходе которой обсуждаются высказанные версии. Конечная цель: подвести учащихся к выводу о важности значения опыления в жизни растений.

Цветки многих растений приспособлены к опылению определенными насекомыми. Однажды произошел такой случай: крестьяне засеяли целое поле красным клевером. Все лето клевер ярко цвел, но вскоре к великому огорчению выяснилось, что он не дал семян. Почему так произошло?

Учащиеся говорят, что не произошло опыления клевера. Верно, но почему обычно опыление происходит и клевер дает семена, а на том поле этого не произошло?

Этим случаем заинтересовался Чарлз Дарвин. Он стал расспрашивать крестьян. Крестьяне говорили ему, что для того, чтобы клевер давал семена, нужны кошки. Когда кошек мало, нет и семян. Ученого поразило такое странное объяснение (ведь не кошки же опыляют клевер!), и он стал изучать строение цветков клевера. Оказалось, что опылять их могут только шмели, а у пчел, например, для этого недостаточно длинный хоботок. Главный враг шмелей – полевые мыши, которые поедают их соты. А враги мышей, как известно, – кошки. Значит если нет кошек, то становится мало шмелей: они не опыляют клевер, и он не дает семян.

Вывод: опыление необходимо, чтобы образовались семена. В природе все взаимосвязано.

Учитель показывает муляжи плодов.

4. Изучение нового материала

Учитель рассказывает о типах опыления и приспособительных особенностях анемофильных и энтомофильных растений. По ходу рассказа учащиеся работают с инструктивными карточками, заполняя соответствующие графы схемы «Типы опыления». Должны быть указаны: самоопыление, перекрестное опыление – с подразделением на опыление насекомыми и ветром, позже, по мере получения информации, – искусственное опыление.

Опыление – это процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Различают несколько типов опыления:

Самоопыление. При самоопылении пыльца из тычинки попадает на рыльце пестика того же самого цветка. При самоопылении все получаемое потомство очень похоже на родительское растение.

Примеры самоопыляющихся растений: пшеница, рис, овес, ячмень, горох, фасоль, хлопчатник.

А может ли происходить опыление до цветения? Да, может, это парадокс, но порой опыление происходит внутри закрытых бутонов, которые потом могут даже не распускаться.

Перекрестное опыление. При перекрестном опылении пыльца с одного цветка переносится на пестик другого. Образовавшееся потомство может приобрести новые свойства, которые не проявлялись ни у одного из родителей.

Пыльца при перекрестном опылении может переноситься двумя основными способами: с помощью насекомых и ветром.

(По мере изложения следующей информации учащиеся заполняют соответствующую таблицу в инструктивной карточке.)

Для растений, опыляемых насекомыми, характерны следующие признаки:

– крупные одиночные цветки или мелкие, но собранные в хорошо заметные соцветия;
– яркая окраска лепестков или листочков простого околоцветника;
– наличие нектара или аромата;
– крупная, липкая, шероховатая пыльца.

Например, цветки душистого табака, раскрывающиеся в сумерках, белые и крупные, источают сильный аромат, и их легко находят опылители – ночные бабочки. Некоторые растения опыляют только определенные насекомые. Львиный зев и клевер опыляют только шмели. Бабочки хорошо видят алые, красные, ярко-бордовые цветки, а шмели, пчелы и осы – желтые, синие и голубые цветки. Так устроено зрение этих насекомых. Во время цветения фруктовых деревьев в сады привозят ульи. Урожаи после этого повышаются, т.к. пчелы опыляют много цветков.

Как-то раз Чарлз Дарвин, изучая опыление у растений, заметил бабочку с необычными булавовидными придатками на хоботке. Оказалось, что это пыльники орхидеи. Ряд орхидей приклеивают два своих пыльника (поллинария) к голове или хоботку насекомого, пьющего нектар. Когда бабочка перелетит на другой цветок, пыльца попадет по назначению.

Часто на лепестках насекомоопыляемых растений имеются специальные указатели – яркие пятнышки, показывающие насекомым путь к нектару. Они становятся заметны лишь к моменту созревания пыльцы и нектарников. К цветку растения, на котором указатели еще незаметны, насекомое не подлетит.

Многие растения привлекают опылителей запахом. Обычно это приятный сладкий запах нектара. Но не всегда. Цветок тропической раффлезии издает запах тухлого мяса, привлекая для опыления падальных мух.

(Демонстрация на мультимедийном проекторе авторского кинофильма о растениях, опыляемых насекомыми и другими животными: «Опыление растений – одно из чудес природы». Текст аудиоряда – в Приложении 2.)

Для растений, опыляемых ветром, характерны следующие признаки:

– невзрачные мелкие цветки, часто собранные в соцветия, но мелкие, малозаметные;
– перистые рыльца и пыльники на длинных свисающих нитях;
– очень мелкая, легкая, сухая пыльца.

Примеры ветроопыляемых растений: тополь, ольха, дуб, береза, орешник, рожь, кукуруза. Деревья, опыляемые ветром, обычно цветут весной, до распускания листьев, которые помешали бы переносу пыльцы.

Искусственное опыление. Человек иногда берет на себя опыление цветков – сам переносит пыльцу с тычинок на рыльце пестиков. Это делают с целью выведения новых сортов и повышения урожайности некоторых растений. Переносят пыльцу кисточкой или кусочком резины.

Подсолнечник – насекомоопыляемое растение. В холодную погоду летает мало насекомых, и тогда на поле выходят люди. Проходя вдоль рядов растений, они проводят мягкой варежкой по поверхности соцветий.

Далее учитель рассказывает о И.В. Мичурине – великом селекционере. В виде небольшой ролевой игры (учитель – селекционер, учащиеся – его помощники) он предлагает всем ученикам «принять участие в создании нового сорта яблок» – провести «искусственное опыление» на макетах цветков яблонь.

5. Закрепление изученного материала

Работа с инструктивной карточкой.

Учащиеся:

– заполняют схему типов опыления;
– решают биологическую задачу;
– отвечают на вопросы теста (на решение теста отводится 2 мин, учитель предупреждает о том, что на один вопрос может быть несколько вариантов правильных ответов. После решения тут же следует проверка ответов на оценку);
– отвечают на вопросы задания VII;
– выполняют творческое задание (по вариантам).

6. Подведение итогов урока

В конце урока учитель собирает заполненные инструктивные карточки (после их проверки выставляются оценки за работу); выставляет оценки за устную работу на уроке.

Приложение 1.

Образец заполненной инструктивной карточки

Фамилия:
Имя:
Класс:
Вариант:
Оценка:

I. Кроссворд на определение темы урока

II. Заполнить схему, отражающую типы опыления

III. Отметь в таблице значками «+» или «–» признаки растений с разными типами опыления

Признаки опыляемых растений

Насекомоопыляемые растения

Ветроопыляемые растения

Крупные одиночные цветки

+

Мелкие цветки, собранные в пышные соцветия

+

Нектар, аромат

+

Крупная, липкая, шероховатая пыльца

+

+

Невзрачные цветки, собранные в мелкие соцветия

+

Мелкая, легкая, сухая пыльца

+

Перистые рыльца

+

Пыльники на длинных тычиночных нитях

+

IV. Схема типов опыления. Используя рисунок в учебнике, покажите стрелками перенос пыльцы при самоопылении и при перекрестном опылении.

V. Петров Вася – хороший мальчик, он не срывает цветы, а только нюхает. Вот он понюхал цветок один раз, потом еще и еще. Ну очень хорошо пахнет! Сидорова Катя тоже молодец: и она не срывает цветы, а только нюхает. Вот она понюхала один цветок, потом другой и третий. Какой тип опыления произвел Вася, а какой – Катя?

VI. Тест

1. Тип опыления, который обеспечивают насекомые:

а) самоопыление;
б) перекрестное опыление.

2. Цветки какого цвета заметнее всего для ос и шмелей?

а) красного;
б) зеленого;
в) синего.

3. Что характерно для цветов, опыляемых насекомыми ночью?

а) яркий цветной венчик;
б) нектар и пыльца;
в) сильный запах;
г) светлая окраска венчика.

4. Какие растения опыляется ветром?

а) береза;
б) дуб;
в) орешник;
г) рожь;
д) роза.

VII. Ответьте на вопросы

1. Из двух цветков яблони один образовал плод, другой – нет. Почему так произошло?

2. Цветок томата еще в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Цветок в мешочке распустился, позже образовался плод. Каким путем произошло здесь опыление?

3. Цветок вишни точно так же, еще в бутоне, был закрыт марлевым мешочком. Бутон распустился, цветение закончилось, но плода из цветка не образовалось. Почему?

VIII. Творческое задание

Цветными карандашами раcкрасьте цветок, который:

  • I вариант – опыляют в основном бабочки

  • II вариант – опыляют в основном пчелы.

Приложение 2.

Текст, сопровождающий видеоряд авторского фильма: «Опыление растений – одно из чудес природы»

Быть может, вся природа –
Мозаика цветов?
Быть может, вся природа –
Различность голосов?
Быть может, вся природа –
Лишь числа и черты?
Быть может, вся природа –
Желанье красоты?..

Константин Бальмонт

Сегодня мы вместе раскроем одну удивительную тайну жизни растений.

Вот раскрывается самое нежное, трепетное и дивное создание – цветок. Он привлекает к себе гостей – насекомых: нектаром и пыльцой, запахом, формой и своеобразной окраской.

Опыление – это перенос пыльцы на рыльце пестика. И самыми верными помощниками в этом являются насекомые. Цветку нужно быть крупным, ярким. А если он мелкий? Тогда природа дает ему возможность проявить себя в группе – в соцветии. Синяя, розовая, желтая, оранжевая, белая окраска цветков хорошо заметна на фоне зеленой листвы даже издалека.

Окраска и запах цветка – это вывеска, приглашение: «Милые пчелки и бабочки, загляните внутрь венчика! Что, понравилось? Тогда запоминайте облик «вкусного» цветка, а затем ищите такой же!» Насекомые устремляются на цветок, и здесь их ждет кладовая сладкого нектара и большое количество питательной пыльцы. И они отправляются на поиски других таких же цветков.

Мотылек на нем порою
Не боится отдохнуть
И, осыпанный пыльцою,
Продолжает дальний путь.
Нет, обидели напрасно
Странным прозвищем цветок!
Он растет, как все, прекрасным.
А иным он быть не мог.

Вс.Рождественский

По древнему поверью, этот цветок славит первый из двенадцати подвигов Геракла. В темном лесу жил жестокий лев, он приносил много бед жителям Немейской долины. Никто не осмеливался убить льва, и только храбрый Геракл совершил этот подвиг.

«Я создам цветок, – сказала мудрая Флора, – который всегда будет напоминать людям разодранную пасть немейского льва и подвиг Геракла». Так появился на земле цветок под названием «львиный зев». Пережив героев и богов, раскрывает он под жарким солнцем свой глубокий зев, чтобы угостить сладким нектаром шмелей, ос, пчел. Только эти насекомые имеют доступ к запасам цветка.

Способны ли насекомые определять вкус нектара, не пробуя его? «Нет», скажете вы, и ошибетесь. Опускаясь на цветок, бабочка определяет вкус лапками, т.к. на их кончиках находятся специальные чувствительные клетки. Если нектар вкусный, бабочка раскручивает хоботок.

Цветки дерева буддлеи особенно старательно привлекают бабочек. Их так и называют «деревья бабочек».

Личинка кузнечика покрыта пыльцой оранжевого цветка ястребинки, на котором она сидит, греясь на солнышке. И взрослый кузнечик, сам того не ведая, переносит пыльцу с одного яркого цветка на другой.

Оса, собиравшая с цветка нектар, нечаянно унесет на себе часть пыльцы.

Труженицы пчелы, летая от улья к цветкам и обратно, пролетают за день до 100 км. Итог их работы – сладкий нектар и пыльца, собранные при помощи специальных приспособлений на задних лапках – корзиночек и щеточек.

Птицы и млекопитающие тоже верные помощники растениям в опылении. Они не прочь полакомиться нектаром и пыльцой. Проворные попугаи лори и лорикеты неспроста красуются на цветущих тропических деревьях.

Зоркое зрение и длинный язык помогают медососам добыть заветную порцию нектара и пыльцы.

А вот шустрый кускус. Несколько ловких движений языка – и пища во рту, а цветок получил немного пыльцы от другого цветка, на котором уже побывал кускус.

Летучие мыши, поссумы, райские птицы, колибри, жуки-бронзовки, бабочки, мушки-журчалки, пчелы, осы, шмели, муравьи – все они незаменимы в опылении самых разных растений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *